Вернуться
Блюменталь-Тамарин Александр Эдуардович, артист, режиссер, антрепренер
Блюменталь-Тамарин Александр Эдуардович, артист, режиссер, антрепренер
Персоналия
Блюменталь-Тамарин Александр Эдуардович
Годы жизни
07(19).03.1859 - 01(14).12.1911, Москва, похоронен на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссер, антрепренер
Период работы в театре
Биография
Жена — актриса М.М. Блюменталь-Тамарина. В 1876 окончил петербургское императорское Театральное училище. В том же году дебютировал на сцене АТ в роли Клеонта («Мнимый больной»). Занял амплуа «молодого любовника» и «комика-простака»; исполнял вторые, небольшие и эпизодические роли в комедиях, драмах и водевилях. Среди них: Шургин, гражданский генерал («Счастливый день»), Тимолеон, резчик печатей («Любовные проказы, или Ночь после бала»), Альберт, сын Жоржа и Амалии, офицер («Тридцать лет, или Жизнь игрока»), Жильбер, сын Бернара («Жена убийцы»), господин в пиджаке («Петербургские когти»), Недоносков, молодой чиновник («Шутники»), Нюнин, приятель Ольховского («Черненькие и беленькие»), шафер Сергея Петровича («Злоба дня»), Эльмс, врач («Смерть Иоанна Грозного»), граф Виктор Иванович, молодой франт («Владимир Заревский»), князь Юрий («Русские святки»), сир Максвел («Она помешана!»), Александр Андреевич («Доктор новой школы»), Виктор («Два купца и два отца»), Калифуршон («Слабая струна»), Петр Костыльков, племянник Николая Костылькова («Бедовая девушка»), Пьер, сын Фрошар, нищей старухи («Две сиротки»), Семен Андреевич Мамулин («Нет действия без причины»), барон Горф («Благодетель»), Пьеро, пастух («Материнское благословение, или Бедность и честь»). В 1883 переехал в Москву, работал в Малом театре, оперетте М. В. Лентовского; затем — в провинции (Киев, Харьков, Вильно, Минск). В 1908–1911 возглавлял театр «Буфф» в Москве. Исполнял главным образом роли простаков в собственных постановках: Швальбе («Наши дон-жуаны»), Менелай («Прекрасная Елена» Оффенбаха) и др. Игра Б.-Т. отличалась хорошим вкусом, изяществом, тонким юмором. Был одним из первых русских опереточных режиссеров. Поставленные им спектакли характеризуются эффектностью, зрелищной яркостью, тонкой разработкой деталей, слаженностью ансамбля: «Гейша» (1897), «Птички певчие» (1896), «Ночь в Венеции» (1896), «Приключения в Египте» (1896), «Продавщица универсального магазина» (1898) — в театре Шелапутина (М); «Орфей в аду» (1902), «Игрушечка» (1905) — в Панаевском театре; «Морские купания» (1911) — в театре «Буфф» (М) и др. Лит.: ССД; ТЭ; Вольф, 3. С. 61, 64; Карнеев М.В. А.Э. Блюменталь-Тамарин. СПб., 1896; Ярон С.Г. Восп. о театре. Киев, 1898. С. 297–299; Янковский М. Оперетта. Л.; М., 1937 (ук). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 24501. Горфункель, Е., Сбоева, С. Блюменталь-Тамарин А.Э. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 114.