Происходил из семьи мелкого служащего («щетчика») Семена Никитича Бахтурина, служившего сначала в «Комиссии вымена мелких серебряных монет», затем пять лет обучавшего при дворе «малолетных детей словесной грамоте, читать и писать», а с 1749 состоявшего в Акад. наук также в должности «щетчика» в ранге солдата (см.: ПКНО. 2006. С. 341– 348. — Л. М. Старикова).
Вместе со старшим братом Иваном учился в акад. гимназии: в нояб. 1750 их отец просил принять туда старшего сына, которого определили в гимназию в нач. 1751 «для обучения иностранных языков» (Там же.). Б. приняли в акад. г-зию с 1 марта 1754 (Там же); в 1756 Б. среди прочих учеников назначили в акад. типографию «для наборного художества», но из-за «малолетства» вернули в г-зию и отдали в «рисовальные ученики» к живописцу Гриммелю (Там же).
В авг. 1759 Б. был послан от Акад. «под смотрением» скульптурного подмастерья Михаила Павлова «для совершенного обучения» во Францию (Там же). Путешествие и жизнь в Париже до осени 1761 должны были произвести неизгладимое впечатление на 14-летнего рус. мальчика: Б. обучался «рисованию, моделированию и скульптурному художеству», а также гравированию и франц. языку, знакомился с многочисленными европ. памятниками и произв. иск-ва, в т. ч., вероятно, и с театром (сохранились неск. рисунков его, присланных в Россию из Франции (см.: Там же. С. 341–342)). Хотя в «Инструкции», данной М. Павлову и Б., особым пунктом оговаривалось, чтобы им, будучи в Париже, «не упражняться ни в чем том, что до твоего художества не следует или вовсе от оного отводит, яко то инструментальная музыка и прочее тому подобное» (см.: Там же. С. 344), однако можно предположить, что именно в Париже Б. начал «уклоняться» от своего художества, увлекшись театром.
Вернувшись в сент. 1761 в Петербург, он некоторое время еще находился при Акад., но был уже «не столь прилежен». В нач. 1764 Б. прямо заявил, «что он никакой охоты не имеет к сему художеству и просит о увольнении от Академии… для определения в ведомство Придворной конторы» (см.: Там же), которой подчинялся тогда театр. 29 июля 1764 он получил увольнение и Аттестат.
В труппе «Русского для представления трагедий и комедий театра» его имя встречается среди исполнителей в 1765 (в комедии В. И. Лукина). В «Штате» 1767 значится: «Николай Бахтурин, хорошо играет любовников в трагедиях и комедиях» (Штелин. С. 603). Он явился первым актером в амплуа «петиметров» на рус. сцене. Вероятно, пробыв на сцене 10 лет, уволился, так как в составе труппы 1776–1777 он уже не числится (РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Д. 37. Л. 264 об.). Есть свед., что Б. занимался пер. пьес с франц. языка (ИРДТ. Т. 1 (ук.)).
Изв. роли: Добросердов меньшой («Мот, любовью исправленный»), граф Новосветов-сын («Наказанная вертопрашка», 1767), Станобой («Вышеслав», 1768), Пармен, наперсник Димитриев («Димитрий Самозванец» Сумарокова, 1771), Вандор, боярин («Борислав», 1772). Был женат на актрисе Ульяне Федоровне Бахтуриной, урожд. Чурбановой.
Лит.: Арапов. С. 84.
Старикова, Л. Бахтурин Н.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 101-102.
Читать далее