Младшая сестра актрисы Е.Ф. Барановой. Поступила в придворный театр 1 мая 1779 (АДИТ. Отд. III. С. 24), вероятно, до этого являлась «ученицей» в Театральной школе (до официального ее оформления), участвовала в балетах «фигуранткой»: в 1780 в балетах Дж. Канциани — в конце мая при представлении «Храм общей радости», 25 нояб. — при опере Дж. Паизиелло «Алкид на распутье» (МП XVIII, 1. С. 107). В 1783 Баранова числится уже в русской труппе с окладом 350 руб. в год (АДИТ. Отд. III. С. 24); в марте 1784 получает прибавку 50 руб. (Там же. Отд. II. С. 187); в 1786 — оклад 400 руб. (Там же. С. 316; РГИА. Ф. 497, Оп. 4, Д. 44, Л. 64); в 1791–450 руб. (АДИТ. Отд. II. С. 388).
Баранова занимала амплуа «субреток» (Sauerweid. S. 35), играла преимущественно роли служанок. С 1 янв. 1802 уволилась на пенсион (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 48, Л. 45 об.).
Изв. роли: Финетта, служанка Деламиды («Ссора у мужа с женою», 1784), Марина, служанка Прелесты («Преступник от игры, или Братом проданная сестра», 1778), Анисья («Истинный друг», 1794), Устинья («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай», 1795), Проныра (Сабина, служанка Лукреции) («Лжец» П. Корнеля, пер. с франц. Янковича, 1796).
Лит.: Арапов. С. 109, 115, 132.
Старикова, Л. Баранова А.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 97.
Читать далее