Вернуться
Баранов Василий Венедиктович, артист, художник-декоратор
Баранов Василий Венедиктович, артист, художник-декоратор
Персоналия
Баранов Василий Венедиктович
Годы жизни
Вид деятельности
Артист, художник-декоратор
Период работы в театре
Биография
До поступления в труппу обучался в Академии Художеств (1809–1815). На сцене императорского театра исполнял преимущественно комедийные и острохарактерные роли в операх, комедиях, водевилях и исторических драмах (эпизодические и роли второго плана). Дебютировав в роли Карлино в опере «Одна шалость» (1818), был оценен П.Н. Араповым как «талант весьма посредственный», однако уже через полтора года, сыграв Стряпчего в «Пустодомах» (1819), назван тем же автором в числе лучших исполнителей спектакля (Арапов. С. 264, 281). За 8 лет службы сыграл более 30 ролей. В их числе: разбойник Моробек («Вавилонские развалины», 1818), Робин Гуд («Иваной, или Возвращение Ричарда Львиного Сердца», 1821), слуга Ипат («Путешественники в дилижансах», 1821), Дон Бетинос («Король и пастух», 1822), Степан («Сбитенщик», 1822), атаман разбойников Бронислав («Нашествие Батыя на Венгрию», 1822), Ваня Нежин («Любовные свидания», 1822), Педрило («Севильский цирюльник», 1822), Гримардо («Суженого конем не объедешь», 1822), Дандини («Сандрильона», 1822), Ключов («Деревенский поэт, или Любовь хитра на выдумки», 1823), Грацинио («Посещение принца, или Воин и купец», 1823), разбойник Гримн («Уединенный дом, или Разбойники в Вогских горах», 1823), Виктор («Пурсоньяк Фалалей, или Рохус в новом виде», 1823), Хватайко («Ябеда», 1823), Самиэль («Волшебный стрелок», 1824). Полюбившийся публике деревенский судья Бальи в исполнении Б. — персонаж трех комич. опер: «Чертенок в отпуску» (1818), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822), «Жоконд, или Искатели приключений» (1822). В 1825–1834 работал в московских императорских театрах, оставив заметный след в качестве художника-декоратора (в частности, был автором оформления нескольких сцен оперы-феерии «Илья-богатырь», 1829). Сохранились две его зарисовки В.М. Самойлова в роли Уберто (опера «Отец и дочь», 1830). Лит.: Сб. материалов для истории имп. Санкт-Петерб. АХ за сто лет ее существования. Ч. 1. (1811–1843). СПб., 1865. С. 53, 61, 68, 71; Арапов. С. 264, 272, 281, 319, 346, 356; Мовшенсон А. Г. Василий Баранов — актер, портретист, декоратор // Театр. наследство. М., 1956. С. 45–63; Гозенпуд (ук.); Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Рус. театр. — декорационное иск-во. М., 1978 (ук.); Худ. Большого театра: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 11. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1667. Варламова, А. Баранов В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 97.