Вернуться
Аграмов Михаил Васильевич, артист, режиссер
Аграмов Михаил Васильевич, артист, режиссер
Персоналия
Аграмов Михаил Васильевич
Годы жизни
1837 - 04(16).04.1893, Севастополь
Вид деятельности
Артист, режиссер
Период работы в театре
Биография
Из дворян, служил офицером, играл в любительских спектаклях, мечтал о театре. Сам Аграмов утверждал, что знанием сцены обязан Н. К. Милославскому (см.: Артист. 1893. № 29. С. 202). Брак со знаменитой актрисой Ю.Н. Линской приблизил осуществление мечты. В декабре 1860 Аграмов ушел в отставку прапорщиком, в 1861 женился и тут же попросил дебюта в АТ. Дебютировал под псевдонимом (изменив одну букву своей фамилии) в конце 1861 в роли Трубина-Разладина («Отец семейства»). Успеху дебютанта помешали еще свежие восп.оминания об исполнении этой роли А. Е. Мартыновым. Критика приняла Аграмова холодно, но публика верхних ярусов, особенно любившая Линскую, его поддержала. Дирекция сопротивлялась, Линская настаивала, возможно, подействовала и постоянная потребность в молодых актерах на амплуа «героя-любовника», и Аграмов был зачислен в труппу, правда, на самых плохих условиях. Дебютная неудача Аграмова многое определила и в его положении в труппе, и в отношениях с публикой и критикой. Аграмов требовал драматических и трагических ролей. Независимо от того, играл ли он в классике — Арбенина в «Маскараде» (1864) и Гамлета (1867) или в бытовой драме — Ваню Петрова в пьесе из жизни петербургских ремесленников «Мастеровой» (1863) и нигилиста Николая Хазиперова («Отрезанный ломоть», 1865), критика неизменно отмечала мелодраматизм, ходульность. Актер был «до того слаб, что в патетических местах невольно вызывал смех» (БдЧ. 1863. Февр. С. 7). Любил эффекты, неоправданные, часто нелепые. Характерно описание сцены из «Гамлета»: после представления бродячих артистов Аграмов падал на пол ничком и колотил по полу кулаками так неистово, что у него даже отклеился ус (см.: Суворин А.С. Театральные очерки. (1866–1876). Пб., 1914. С. 46). Манеру Аграмова читать стихи одни критики считали осмысленной, другие — фальшивой. Но в главном были единодушны: не хватало его исполнению общего тона, общей окраски, образ распадался на более или менее эффектные монологи. После «Отца семейства» И.Е. Чернышова и особенно после «Маскарада» критика настойчиво предлагала актеру перейти на роли фатов и купцов. Аграмов сыграл Тропачева («Нахлебник», 1862) и шарлатана-магнетизера Зильбербаха («Новейший оракул», 1864). Но упреки лишь умножились: комизм Аграмова натянут, карикатурен, характерные персонажи, как и драматические герои, существуют вне времени и национальности. «Не реальный, не цельный, не живой человек», — подытожил П.Д. Боборыкин (БдЧ. 1864. Апр. — май. С. 46). Играл Аграмов редко, примерно одну роль в сезон. Это мешало ему накапливать опыт, мастерство. Даже отрицательные рецензии заканчиваются недоумением по поводу редкости его выступлений и уверениями в том, что Аграмов способный актер, не хуже других в александринской труппе. Роли он получал в бенефисах Линской, которая выбирала пьесы, выигрышные для мужа, сама же отходила на второй план, или А.А. Снетковой. Эта актриса, героиня нового романа Аграмова, предоставила ему возможность репетировать Самозванца в «Борисе Годунове» (1866). Но после покушения на Александра II пьеса не была допущена к представлению. В другой исторической трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1867) актер сыграл Михаила Нагого. Критика его в этой роли не заметила, но участие в одном из первых на русской сцене спектакле, создатели которого стремились к исторической достоверности, сказалось на будущем режиссерском творчестве Аграмова. Положение в труппе было неустойчивым, отношения с критикой и публикой также не складывались, и в 1867 Аграмов со Снетковой уехали в Тифлис. Рекомендуя Аграмова, режиссер А.А. Яблочкин дал ему неоправданно хвалебную характеристику: «Это очень талантливый молодой человек, занимающий в Петербурге первые амплуа» (цит. по: Альтшуллер А. Юлия Линская. Л., 1973. С. 108). В 1868 дирекция перестала платить Аграмову по контракту, в 1871 он был уволен, не выслужив права именоваться в афишах артистом императорских театров. После Тифлиса Аграмов служил актером и режиссером в провинции, затем в Москве с 1886 по 1892 у Ф.А. Корша и М.В. Лентовского, недолго в Петербурге в театре Крестовского сада и снова в провинции — в Одессе. Актером он по-прежнему был плохим, критики называли его «невыносимым» Арбениным и Францем Моором. Хвалебные отзывы об игре Аграмова прозвучали только в некрологе. Прославился Аграмов как умный, интеллигентный режиссер, последователь мейнингенцев (его называли не режиссером, а обозначали профессию по-французски как «meteur en scéne»). Самой известной его постановкой стало «Горе от ума» в Театре Корша (1886), где В. Н. Давыдов не только сыграл Фамусова, но выступил сорежиссером и много помог Аграмову и в изучении грибоедовской Москвы, и в работе с актерами. Человек разносторонних интересов, увлекающийся, нетерпеливый, весной 1893 Аграмов принял участие в археологических раскопках под Севастополем, простудился и вскоре умер. Лит.: Вольф, 3. С. 23, 29, 35; Хроника // Артист. 1893. № 29. С. 202; ЕИТ. 1892/93. С. 501; Павлова Т. Давыдовские сезоны у Корша // Вопросы театра, 72. М., 1973. С. 268. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 17862. Сомина, В. Аграмов М.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 63.
Cпектакли
"Отец семейства", 1860 (Трубин-Разладин (конец 1861 г. - дебют на сцене АТ))
"Нахлебник", 1862 (Флегонт Александрович Тропачев, сосед Елецких)
"Мастеровой", 1863 (Ваня Петров)
"Новейший оракул", 1864 (Зильбербах, шарлатан-магнетизер)
"Маскарад", 1864 (Арбенин)
Показать все (11)