Вернуться
Бобров Елисей Петрович, артист
Бобров Елисей Петрович, артист
Персоналия
Бобров Елисей Петрович
Годы жизни
14(25).06.1778 - 09(21).03.1830, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Происходил из «солдатских детей». В юные годы был учеником шпалерной мануфактуры. В АТ играл тиранов и наперсников в трагедии, благородных отцов в драме, а также комических стариков и простаков. С 1813 исполнял первые комические роли, став «отличным комическим актером» (Жихарев. С. 529). Дебютировал в роли Гробкона («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай»). В 1800-е играл много, но «довольно посредственно»: Эгист («Электра и Орест»), Шатильон («Заира»), Полифонт («Меропа»), военачальник («Гусситы под Наумбургом в 1432 году»). По словам Жихарева, грубоватые приемы игры, недостаток драматического темперамента делали его «очень смешным» в трагедийном репертуаре того времени (Жихарев. С. 84). Но там, где, по выражению актера А.С. Яковлева, «не надобно горячиться и нежничать… не нужно развивать какой-нибудь страсти, а надобно только декламировать, Бобров не ударит лицом в грязь» (Там же. С. 529). Так, Б. «хорошо, даже очень хорошо» играл роли татарина, Мамаева посла («Димитрий Донской») и Омара в трагедии Вольтера «Магомет». Истинное призвание актера открыл А.А. Шаховской, по совету которого Б. занял комическое амплуа. После смерти В.Ф. Рыкалова (1813) к нему перешли первые комические роли. Именно они принесли ему «славу первого русского комика» (СО. 1820. Ч. 65. № 61. С. 9. — В. С. Соц). Характеризуя игру Рыкалова в роли Транжирина («Полубарские затеи, или Домашний театр»), П.Н. Арапов вспоминал: «Преемником его для этой роли был Бобров, отличный по наружному виду и уморительный для подобных ролей комик» (Арапов. С. 185). П. А. Каратыгин определил дарование артиста как «бессознательный комизм». Он писал: «Бобров наивной, комическою своею личностью, толстой, неуклюжей фигурой и своеобразной, безыскусственной речью был олицетворенная простота и добродушие; он, казалось, никогда не имел намерения смешить публику, а слушая его простую речь и смотря на него, невозможно было удержаться от смеху» (Каратыгин. С. 169). Простоту и естественность актера, глубокое проникновение в характеры отмечал и А.И. Вольф. По его словам, Б. «не ограничивался копиею внешности изображаемого лица и никогда не прибегал к фарсам, а между тем смешил до слез» (Вольф, 1. С. 8). Прославился в ролях: Скотинина («Недоросль»), Бригадира («Бригадир»), Варягина («Сплетни»), Простодума («Хвастун»). С. Т. Аксаков, отзываясь на игру Б. в роли Кривосудова («Ябеда»), отмечал, что «главное его достоинство — натуральность, которая соединяется с удивительною наружностью простака» (Аксаков. Т. 3. С. 445). В силу этих особенностей Б. имел успех в мольеровском репертуаре: Арнольф («Школа женщин»), Странномысл («Школа мужей»), Жак («Скупой»), Журден («Мещанин во дворянстве»). Актер умел «характер мольерова чудака применить к нынешнему времени и так хорошо, что невольно заставлял вспоминать об оригиналах сего рода в нашем обществе» («Благ.». 1819. № 10. С. 263). Б. выступал и в драме в ролях благородных отцов. Был живописцем («Отец семейства»), Кремневым («Лиза, или Торжество благодарности»). Он «в комедиях заставлял зрителей смеяться от чистого сердца, в драмах источал слезы и потрясал душу» (СО. 1820. Ч. 65. № 61. С. 10. — В. С. Соц). Др. роли: Стихотворец («Торжество России, или Русские в Париже»), Бартоло («Фигарова женитьба»), татарин Аски («Карл XII при Бендерах»), Мейнау («Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения»), секунд-майор («Своя семья, или Замужняя невеста»), Транкенталь («Рыцарские пирушки»), Зборский («Нерешительный, или Семь пятниц на неделе»), Магнус («Морской разбойник»), крестьянин Макаров («Великодушие, или Рекрутский набор»), Лафонтен («Мольер с друзьями»), Бравур («Рекрут астроном, или Все невпопад»), Юсуф Мурза («Керим Гирей, Крымский хан»), Клеон («Аристофан, или представление комедии „Всадники“»), Седрик («Иваной»), Богатонов («Богатонов, или Провинциал в столице»). Лит.: Арапов. С. 163, 174, 176, 177, 185, 192, 195, 199; Вольф, 1. С. 7, 18, 23; Арапов П. Н. Драм. альбом. М., 1850. С. LXVIII; АДИТ. Отд. III. С. 24. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1450. Майданова, М. Бобров Е.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 114-115.
Cпектакли
"Поскорей, пока не проведали, или Странный случай", 1799 (Гробкон (дебют))
"Магомет", 1800 (Омар)
"Мещанин во дворянстве", 1801 (Журден (с 1813))
"Лиза, или Торжество благодарности", 1802 (Осип Кремнев, гренадер, сын Федота)
"Эйлалия Мейнау, или Следствие примирения", 1802 (Мейнау)
Показать все (54)