Происходил из «солдатских детей». В юные годы был учеником шпалерной мануфактуры.
В АТ играл тиранов и наперсников в трагедии, благородных отцов в драме, а также комических стариков и простаков. С 1813 исполнял первые комические роли, став «отличным комическим актером» (Жихарев. С. 529). Дебютировал в роли Гробкона («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай»). В 1800-е играл много, но «довольно посредственно»: Эгист («Электра и Орест»), Шатильон («Заира»), Полифонт («Меропа»), военачальник («Гусситы под Наумбургом в 1432 году»). По словам Жихарева, грубоватые приемы игры, недостаток драматического темперамента делали его «очень смешным» в трагедийном репертуаре того времени (Жихарев. С. 84). Но там, где, по выражению актера А.С. Яковлева, «не надобно горячиться и нежничать… не нужно развивать какой-нибудь страсти, а надобно только декламировать, Бобров не ударит лицом в грязь» (Там же. С. 529). Так, Б. «хорошо, даже очень хорошо» играл роли татарина, Мамаева посла («Димитрий Донской») и Омара в трагедии Вольтера «Магомет».
Истинное призвание актера открыл А.А. Шаховской, по совету которого Б. занял комическое амплуа. После смерти В.Ф. Рыкалова (1813) к нему перешли первые комические роли. Именно они принесли ему «славу первого русского комика» (СО. 1820. Ч. 65. № 61. С. 9. — В. С. Соц). Характеризуя игру Рыкалова в роли Транжирина («Полубарские затеи, или Домашний театр»), П.Н. Арапов вспоминал: «Преемником его для этой роли был Бобров, отличный по наружному виду и уморительный для подобных ролей комик» (Арапов. С. 185). П. А. Каратыгин определил дарование артиста как «бессознательный комизм». Он писал: «Бобров наивной, комическою своею личностью, толстой, неуклюжей фигурой и своеобразной, безыскусственной речью был олицетворенная простота и добродушие; он, казалось, никогда не имел намерения смешить публику, а слушая его простую речь и смотря на него, невозможно было удержаться от смеху» (Каратыгин. С. 169). Простоту и естественность актера, глубокое проникновение в характеры отмечал и А.И. Вольф. По его словам, Б. «не ограничивался копиею внешности изображаемого лица и никогда не прибегал к фарсам, а между тем смешил до слез» (Вольф, 1. С. 8). Прославился в ролях: Скотинина («Недоросль»), Бригадира («Бригадир»), Варягина («Сплетни»), Простодума («Хвастун»). С. Т. Аксаков, отзываясь на игру Б. в роли Кривосудова («Ябеда»), отмечал, что «главное его достоинство — натуральность, которая соединяется с удивительною наружностью простака» (Аксаков. Т. 3. С. 445). В силу этих особенностей Б. имел успех в мольеровском репертуаре: Арнольф («Школа женщин»), Странномысл («Школа мужей»), Жак («Скупой»), Журден («Мещанин во дворянстве»). Актер умел «характер мольерова чудака применить к нынешнему времени и так хорошо, что невольно заставлял вспоминать об оригиналах сего рода в нашем обществе» («Благ.». 1819. № 10. С. 263). Б. выступал и в драме в ролях благородных отцов.
Был живописцем («Отец семейства»), Кремневым («Лиза, или Торжество благодарности»). Он «в комедиях заставлял зрителей смеяться от чистого сердца, в драмах источал слезы и потрясал душу» (СО. 1820. Ч. 65. № 61. С. 10. — В. С. Соц).
Др. роли: Стихотворец («Торжество России, или Русские в Париже»), Бартоло («Фигарова женитьба»), татарин Аски («Карл XII при Бендерах»), Мейнау («Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения»), секунд-майор («Своя семья, или Замужняя невеста»), Транкенталь («Рыцарские пирушки»), Зборский («Нерешительный, или Семь пятниц на неделе»), Магнус («Морской разбойник»), крестьянин Макаров («Великодушие, или Рекрутский набор»), Лафонтен («Мольер с друзьями»), Бравур («Рекрут астроном, или Все невпопад»), Юсуф Мурза («Керим Гирей, Крымский хан»), Клеон («Аристофан, или представление комедии „Всадники“»), Седрик («Иваной»), Богатонов («Богатонов, или Провинциал в столице»).
Лит.: Арапов. С. 163, 174, 176, 177, 185, 192, 195, 199; Вольф, 1. С. 7, 18, 23; Арапов П. Н. Драм. альбом. М., 1850. С. LXVIII; АДИТ. Отд. III. С. 24.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1450.
Майданова, М. Бобров Е.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 114-115.
Читать далее