А.Ф. Иващенко родилась в 1873 году, возможно, в Новгородской губернии. Точное место рождения выяснить, к сожалению, пока не удалось, как не удалось узнать, где она получила образование и училась портновскому
делу. Уже в начале 1890-х гг. А. Ф. Иващенко проживала в Санкт-Петербурге сначала в доме 19 на 2-й линии Васильевского острова [Адресная книга 1892,стб 681], затем на набережной Екатерининского канала, 23 [Адресная книга 1893, стб 933], и на Невском проспекте, 32-34 [Адресная книга 1895, стб 1507]. В адресных книгах столицы Александра Федоровна значилась как«ремесленный дамский портной мастер» [Адресная книга 1897, с. В 1898 г., написав собственное прошение, она поступила на службу в Императорские московские театры и была назначена «костюмершей драматическо-оперной и балетной мастерской по костюмам и головным уборам» (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л. 1-об.). Ей предоставили казенную квартиру и жалованье, составлявшее на 1 мая 1898 г. 1500 руб. в год. Судя по всему, А.Ф. Иващенко сразу проявиласебя на службе с самой лучшей стороны, и уже в октябре 1898 г. ее прибавка к годовому жалованью составила 300 руб., а в сентябре 1899 г. – еще 200 руб. в год. В ее лице директор московских императорских театров В.А. Теляковский обрел надежного помощника. Владимир Аркадьевич высоко ценил работу Иващенко и явно покровительствовал ей: хлопотал о повышении ее должностного разряда [Теляковский 1998, с. 77], прибавке жалованья [Теляковский 1998, с. 147], писал аргументированные представления о необходимости назначить Александру Федоровну главной костюмершей, «ибо ее вольнонаемной» [Теляковский 1998, с. 303]. Под ее началом трудились две костюмерши (одна из них – свояченица, тоже с фамилией Иващенко); Александра Федоровна смогла наладить дисциплину в мастерской женских костюмов, всегда «следила за правильной ноской костюма, обуви и прической» [Теляковский 1998, с. 267], что порой приводило к конфликтам между костюмершами и артистками, вела непримиримую борьбу с хранителями главного театрального гардероба, которые не обеспечивали должного состояния костюмов. В. А. Теляковский, посетивший мастерскую женских костюмов в июле 1900 г. с инспекцией, остался очень доволен постановкой дела в мастерской «за исполнительность и желание делать все согласно указаниям» [Теляковский 1998, с. 308]. В Большом театре А.Ф. Иващенко создавала костюмы к балетным номерам в опере «Троянцы» Г. Берлиоза, к опере «Русалка» А.С. Даргомыжского. Публика и критики были единодушны в оценке костюмов, исполненных по эскизам К. А. Коровина («Иващенко прекрасно сшила костюмы» [Теляковский 1998, с. 433]) к вошедшему в историю мирового балета «Дон Кихоту» Л. Минкуса в постановке А. А. Горского (1900), к балету «Конек -Горбунок, или Царь-Девица» Ц. Пуни (1901) [Теляковский 1998, с.87]. В начале XX в. она работала над костюмами к опере «Фауст» Ш. Гуно (1902 г., декорации К. А. Коровина и Н. А. Клодта) [Теляковский 2002, с.177], к балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в августе 1902 г.
[Теляковский 2002, с. 266], к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» [Теляковский 2002, с. 276] Иногда на дому, с разрешения театральной Дирекции, А.Ф. Иващенко выполняла частные заказы. К примеру, в 1900 г. она шила платья для камер-фрейлины императорского двора графини А.Э. Келлер [Теляковский 1998, с.503]
В 1901 г. труд Александры Федоровны в мастерских московских театров был отмечен подарком из Кабинета Его Императорского Величества. Подобные подарки за свою работу она получит еще в 1909 и в 1916 гг. (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Лл. 20, 60) В.А. Теляковский, ставший в июне 1901 г. директором Императорских театров, задался целью перевести А.Ф. Иващенко на службу в петербургские театры. 24 октября 1901 г. костюмы Иващенко были показаны в столице «костюмершам Офицеровой и Ивановой…по-видимому, они произвели на них хорошее впечатление» [Теляковский 2002, с. 88]. В декабре 1901 г. Теляковский, которого не удовлетворил костюм, сделанный Ивановой к опере А. Г. Рубинштейна «Демон», с раздражением записал в дневнике: «Видно, что она не может и никогда не выполнит моих требований, а потому остается одно, вызвать сюда Иващенко» [Теляковский 2002, с. 120].
1 августа 1902 г. Александра Федоровна Иващенко была переведена из Москвы в столицу, костюмершей балетной и французской трупп при Санкт-Петербургских театрах, с содержанием в 2400 руб. в год и проживанием в казенной квартире. В течение многих лет, вплоть до самой кончины, ее адрес в Санкт-Петербурге оставался неизменным: Театральная ул. (ныне ул. Зодчего Росси), д. 2, кв. 68 [Весь Петербург 1909, с. 317; http://nlr.ru/cont/v_l/oglav.php - дата обращения 10.10.20] Когда в начале 1903 г. было принято решение о проведении придворного костюмированного бала 11 февраля, В.А. Теляковский настоял на том, чтобы костюм для императрицы Александры Федоровны был сшит А.Ф. Иващенко. Вот как он описывал это в своем дневнике: «14 января 1903 Сегодня в 3 ½ часа мне звонили по телефону из Зимнего дворца. Государыня Императрица Александра Федоровна требовала меня к себе в 4 ¾ часа дня. К означенному времени я приехал во дворец и был принят Государыней Императрицей во внутренних покоях… Императрица показала мне рисунки ее костюма – один, сделанный Пономаревым, а другой… сделанный Сизовым. Оба рисунка довольно слабые…Потом Императрица спросила у меня, у кого надо заказать костюм, на это я ответил, что… Иващенко… Всеволожский стоял за Иванову 3, тогда я предложил Императрице послать немедленно за Иващенкой. Она разрешила, и я по телефону приказал гоф-фурьеру … вызвать Иващенко. Императрица спрашивала, много ли у нее работы; на это я сказал, что сколько бы ни было, но честь шить ей костюм настолько велика, что Иващенко совсем воспрянет духом. Императрица просила заказать ей головной убор, воротник и рисунок костюма…» [Теляковский 2002, с. 405-406] А.Ф. Иващенко приходила в Зимний дворец еще несколько раз. 16 января она провела 4 часа вместе с императорской четой и другими членами императорской фамилии за обсуждением костюма для бала. [Теляковский 2002, с. 407] Иващенко начала шить несколько нарядов для костюмированного праздника, но «получив еще костюм Императрицы, должна была отказаться от работы на многих других дам» [Теляковский 2002, с. 426]. По мнению большинства участников бала 1903 г. императрица Александра Федоровна была «поразительно хороша» и даже «божественно красива» [Бал 2003, с. 75] в «своем сарафане из золотой парчи, украшенном изумрудами и серебряным шитьем» [Бал 2003, с. 78]. Балерина Т. П. Карсавина вспоминала, что «молодая императрица в тяжелой тиаре, надетой поверх вуали, скрывавшей волосы, своей строгой красотой напоминала икону» [Карсавина 2004, с. 161] Августейшая семья осталась довольна костюмом. 6 апреля 1903 г. приказом по Министерству Императорского двора А.Ф. Иващенко была Всемилостивейше пожалована серебряная медаль «За усердие», «для ношения на груди на Аннинской ленте» (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л. 12). С 1 сентября 1903 г. Александре Федоровне Иващенко было поручено, в дополнение к ее обязанностям, изготовление «характерных головных уборов» (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л. 8). Отметим, что А. Ф. Иващенко шила сценические костюмы для артистов первой величины: для М. Г. Савиной [Теляковский 2006, с. 358], М.Ф. Кшесинской [Теляковский 2006, с. 670], В. А. Трефиловой [Теляковский 2011, с. 29]. Особенно много работы было в 1908 и 1909 гг.: Иващенко исполняла костюмы еще и «для дягилевской антрепризы» [Теляковский 2011, с.659], однако потом она отказалась от заказов из-за невыплаты ей денег С.П. Дягилевым [Теляковский 2016, с.196], Напряженная работа становится причиной проблем со здоровьем. Документы сухо констатируют болезни опорно-двигательного аппарата и почек. Дирекция Императорских театров неоднократно отправляла А.Ф. Иващенко на лечение в санаториях Крыма и Кавказа (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Лл. 25, 40, 53), в 1914 г. ее консультировал знаменитый хирург-ортопед профессор Г. И. Турнер (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Лл. 44, 45). Болезни отступали лишь на время, поэтому в 1914-1916 гг. Александра Федоровна часто остается дома, обращаясь в театральную Дирекцию с просьбой о предоставлении ей отпуска без содержания. После Октябрьской революции 1917 г. А.Ф. Иващенко поначалу числилась «служащей на должности костюмерши Государственных театров» (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л. 67), но весной 1919 г. ее назначают «заведывающей Костюмерной мастерской Государственных Петроградских театров» (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л.69). Летом того же года Александра Федоровна «командируется в Новгородскую губернию для приискания женских крестьянских костюмов без расхода от казны». (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л. 71). Отпуск проводит «на ст. Шимск Новгородской губ.» (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л. 68). Последние годы работы Иващенко в театральных мастерских осложнены болезнями и операцией. Она скончалась в Ленинграде 28 июля 1925 года. (РГИА. Ф. 797 Оп. 13 Д. 421 Л. 88)
Н. И. Тарасова. К вопросу об авторстве костюмов для бала 1903 года //Сообщения Государственного Эрмитажа. LXXIX /Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 133 -136.
Читать далее