Воспитывался в доме помещика Ф.И. Карцева Владимирской губ.; принимал участие в домашних спектаклях. Театрального образования не получил, но благодаря природным способностям поступил на службу в московский Малый театр.
В 1829 сыграл Сутягина («Ссора, или Два соседа»), Валентина («Урок старикам»). Весной 1832, по ходатайству А. И. Храповицкого, переведен в петерб. драм. труппу на первые и вторые комич. роли, чтобы «отчасти заменить Рязанцева» (Вольф, 1. С. 31). На петерб. сцене дебютировал в роли Транжирина («Полубарские затеи, или Домашний театр»). Вторая дебютная роль — Фамусов («Горе от ума»), к-рый в его исполнении «оказался чересчур плоховатым и даже хамоватым» (Там же). Видевший А. в Москве С. Т. Аксаков отмечал в его игре черты карикатурности и однообразия.
В Петербурге актер сумел преодолеть недостатки и стать продолжателем традиций Е.П. Боброва и А.Е. Пономарева. Он создал многочисленные типы лакеев и подьячих. «Александр Иванович Афанасьев — изрядный комический старик и удивительный в роли подьячего, особливо старинного, с пером за ухом» (ЛПРИ. 1833. 22 марта. С. 182. — Каменев). В роли Миныча («Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь») А. «смешил публику, не вдаваясь в фарсы и удерживая себя в границах благопристойности» (ЛПРИ. 1832. 21 дек. С. 814) и был «совершенно верен своей роли» (ЛПРИ. 1837. 4 дек. С. 479). В роли ученого-педанта Панкраса («Хоть тресни, а женись») был «очень хорош» (ЛПРИ. 1837. 14 авг. С. 517), в роли Зорина «неподражаемо хорош». Критик писал об актере: «Все его слова, движения, ужимки имели какую-то оригинальность, что-то невообразимо-комическое, что невольно заставляло смеяться. Главнейшее достоинство игры Афанасьева состоит в том, что, никогда не прибегая к фарсам, он умеет придавать всем ролям своим истинный, ненатянутый комизм…» (ЛПРИ. 1838. 24 сент. С. 778). Современники и сам автор пьесы высоко оценивали актера в роли Осипа («Ревизор»). Впервые на русской сцене А. так интерпретировал характер слуги. Актер нравился публике. Один из рецензентов оставил описание его бенефиса: «Театр был полон снизу доверху; публика хотела присутствием своим доказать бенефицианту г. Афанасьеву, что истинное дарование всегда находит в ней поддержку, и что те приятные минуты, которые г. Афанасьев доставлял ей прекрасным исполнением многих ролей своих, не забыты ею» (ЛПРИ. 1838. 1 окт. С. 796).
Др. роли: Забиралов («Филатка и Мирошка соперники, или Четыре жениха и одна невеста»), Нотариус («Сто тысяч приданого, или Умный тесть всему голова»), Жакман («Из тщеславия преступник»), Кузьмич («Иван Савельич»), Антропка («Модная лавка»), Кутейкин («Недоросль»), Котомкин («Недовольные»), Атуев («Приезд вице-губернатора, или Четыре года антракта»), Сарказмов («Знакомые незнакомцы»), Филька Еж («Козьма Рощин»), Искрин («Своя семья, или Замужняя невеста»), Бардольф («Кин, или Гений и беспутство»), Клим Гаврилыч («Великодушие, или Рекрутский набор»), Куркин («Хризомания, или Страсть к деньгам»), Ронжен («Сын природы, или Ученье свет, а неученье тьма»), Гусман («Свадьба Фигаро»).
Лит.: Аксаков. Т. 3 (ук.); Альтшуллер. Театр… (ук.); Петровская, Сомина (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 5155.
Майданова, М. Афанасьев А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 90.
Читать далее