Урожденная Гавриленкова, по мужу Бунякина.
Из одесских мещан. В 1861, после того как муж, служащий конторы Южной ж.д. К.С. Бунякин, оставил ее с маленькой дочерью без средств к существованию, поступила на провинциальную сцену. Играла роли всех амплуа, участвовала в живых картинах, пантомимах, водевилях, драмах и трагедиях. В 1863 Н.К. Милославский увез ее в Харьков, где она служила в его антрепризе.
В 1865 приехала в Петербург и в 1866 дебютировала сначала на сцене петербургского императорского Театрального училища (что породило ошибочное утверждение, будто актриса это училище окончила), затем на сцене АТ в роли Полины («Доходное место») и Наденьки («Не первый и не последний»). Ее зачислили в имп. труппу, но положение ее было непрочно. Оно осложнялось отсутствием школы, небольшим сценическим опытом и семейными неурядицами. По правилам актриса должна была получить вид на жительство, отдельно от мужа, и, при его согласии, «увольнение» из одесской мещанской управы. Муж согласия не давал, одесская управа мещанку Бунякину не отпускала. Переписка дирекции с управой, сопровождаемая пояснительными докладными записками самой Глебовой, длилась почти 3 г. В 1869 Бунякины развелись.
Судьба Глебовой на казенной сцене не складывалась, играла она большей частью водевили. Актриса считала своим настоящим жанром мелодраму, своим амплуа — драматическую героиню. В 1869 уволена в отпуск в Тифлис до 1871, отпуск продлен до 1872, затем до марта 1873. В Великом посту 1874, после второго, более удачного появления в Петербурге, Глебова получила отпуск во все города России, он продлен до 1875. В 1875 выехала в Кронштадт с правом играть в Кронштадском театре. В 1876 уволена окончательно. В провинции имя Глебовой было популярно еще с тифлисских сезонов, слава ее упрочивалась и росла.
В 1879 в Киеве Глебова уже ведущая актриса труппы. Вместе с премьером этой труппы Н.Н. Соловцовым, женой которого стала, в 1882 вновь дебютировала на сцене АТ ролью Василисы («Василиса Мелентьева») и была принята. Сезон 1882/83 прошел почти впустую, зав. репертуаром А.А. Потехин не находил ей дела. Актриса много играла на клубных сценах, где установились связи с антрепренерами и режиссерами. Привычка к постоянной занятости, шумному успеху и большим гонорарам побудила Соловцова и Глебову покинуть Петербург и отправиться в нижегородскую, затем в московскую антрепризу М.В. Лентовского. Основу репертуара здесь составляли феерии и мелодрамы — жанры, полностью соответствовавшие характеру дарования Глебова В 1880-х играла в провинции, лишь изредка выступала в Москве — в Театре Корша и Немецком клубе, сезон 1889/90 в театре Абрамовой.
С 1891 в Киевском товариществе п/р Соловцова, где была ведущей актрисой. После смерти мужа с 1902 вела дела театра. В первое пребывание на императорской сцене с 1866 по 1869 Г. была принята на роли инженю и субреток, играла лирических героинь в совр. комедии, Полину и Верочку («Доходное место» и «Шутники»), в пьесах В.А. Дьяченко и Н.И. Чернявского, в водевилях. Г., однако, не обладала ни легкостью, ни изяществом, ни музыкальностью, необходимыми для этого амплуа. Рус. горничные и мещанки также ей не удавались: Лиза («Горе от ума») или красивая дворничиха Марья («Иван да Марья») в исполнении Г. жеманились, закатывали истерики, походили на франц. театр. пейзанок. К 1874 Г. накопила мастерство, научилась пользоваться природными возможностями. Критики обратили внимание на это преображение: «…красивое лицо сделалось под влиянием осмысленной и вдумчивой игры несравненно выразительнее» (Новости. 1874. 5 марта), голос приобрел силу и гибкость. Выступление в первой же роли этого сезона — Марьицы («Каширская старина») показало умение актрисы сочетать темперамент с теплотой и искренностью. Установилась особая манера: первые сцены, экспозицию образа, его развитие Г. играла «не вполне натурально», не подробно, будто только подводила к переломному моменту — истерике, сумасшествию, смерти. Душевные страдания, порывы негодования, ревности, гнева Г. передавала «с необыкновенной экспрессией и силой драматизма» (Новости. 1874. 8 июня). В 1882 опыт и, гл., понимание особенностей собственного таланта усилились, но зато ушли молодость и наивность. Теперь даже в лучшей своей роли александринского сезона, Лидии («Бешеные деньги»), Г. омолаживала героиню белокурым париком и изящными туалетами. Г. на сцене петерб. театра заменили М.Г. Савина и П.А. Стрепетова. Иск-во Г. уходило на периферию совр. театра, оно принадлежало прошлому.
Лит.: Вольф, 3. С. 36, 37, 47, 50; Гнедич. С. 14, 15; П-н. Петерб. театры // Антракт. 1866. 3 мая. С. 3–4; П-н. Петерб. театры // Антракт. 1866. 8 мая. С. 1, 4; П-н. Петерб. театры // Антракт. 1866. 29 мая. С. 4; Стрельнинский театр // БВед. 1890. 9 авг. С. 3.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 20412.
Сомина, В. Глебова М.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 204-205.
Читать далее