Вернуться
Горева Елизавета Николаевна, артистка, антрепренер
Горева Елизавета Николаевна, артистка, антрепренер
Персоналия
Горева Елизавета Николаевна
Годы жизни
27.11 (09.12).1857, Полтава - 05 (18).07.1917, Старая Русса
Вид деятельности
Артистка, антрепренер
Период работы в театре
1882, 1885, 1895 — 10.11.1896
Биография
Урожденная Воронина. С 9 лет исполняла детские роли в южных городах России, в 1872 — выходные роли в  оперетте (Одесса, антреприза М.В. Лентовского), с 1873 выступала в драматических спектаклях и водевилях. В 1874 вышла замуж за Ф.П. Горева. Перелом, по мнению самой Горевой, произошел в сезоне 1877/78: она «быстро шла вперед как драматическая инженю… Переиграв весь бытовой и современный репертуар Островского, Дьяченко, Потехина, Писемского, Аверкиева… взяла на бенефис Маргариту Готье. Из классических ролей играла Дездемону, Эмилию Галотти, Офелию» в Харькове, Керчи, Таганроге, Симферополе, Ростове-на-Дону, Одессе (Горева Е. Из моей автобиографии // ТиИ. 1917. № 10–11. С. 195). В 1880 в Вильно актриса впервые исполнила одну из лучших своих ролей  — Марию Стюарт. Лето 1881 служила у П.М. Медведева (Москва, театр «Эрмитаж»), сезон 1881/82 выступала в  труппе С.А. Пальма (Тифлис) и  добилась небывалого успеха у публики. В 1882 дебютировала в АТ (Марьица, «Каширская старина»), но неудачно. 1882–1884 провела в Иркутске, в ее репертуар вошли Катерина («Гроза»), Адриенна Лекуврер («Адриенна Лекуврер»), Медея («Медея»), Василиса Мелентьева («Василиса Мелентьева»); гастролировала в  провинции и Петербурге (частные театры). В нач. 1885 актриса вновь попыталась войти в труппу АТ. На ее дебют в роли королевы Хуаны («Сумасшествие от любви») негативно отозвалась столичная пресса: Горева — «вовсе не трагическая актриса, как ее называют поклонники, а скорее актриса на трагические моменты, отдельные сцены; в ее репертуаре лиц нет, нет таких ролей, о которых говорили бы, что она их создала, а есть какие-то воспламенения. …Горева и слишком надеется на свой голос, и слишком злоупотребляет им; она обращается к  его силе, как к  убежищу Горев Горева 220 спасения, всякий раз, когда чувствует, что внутренний жар в ней ослабевает, поэтому начало сцены она играет почти всегда лучше, чем окончание ее…» (НВ. 1885. 22 янв. С. 3). В дискуссию вступил А.С. Суворин. Он счел важным отметить: «„Новое время“ покровительствует г-же Стрепетовой и, не видя в г-же Горевой ей соперницу, не желает, чтобы г-жа Горева была принята на императорскую сцену. …Я был бы рад видеть ее принятою на сцену, чтобы испытать хоть маленькую долю тех восторгов, которые были на ее дебюте» (НВ. 1885. 27 янв. С. 1, 2). Но и на этот раз дальше дебюта дело не пошло. В 1886 Г. гастролировала в  Германии. В 1889 организовала в Москве собственный театр — Театр Горевой, где, «не в пример другим знаменитостям, давала много играть другим актрисам, и притом талантливым» (Кугель. С. 193). В труппу входили и  крупные актеры: М.В. Дальский, М.М. Петипа, Н.П. Рощин-Инсаров. Театр не выдержал конкуренции и через 2 года закрылся. Горева вернулась в провинцию, гастролировала также в частных театрах Петербурга и Москвы. Но не оставила борьбу за поступление на императорскую сцену. «…Великолепные, хотя несколько неподвижные, иссиня-серые глаза на выкате. И вся она, истинно русская красавица, была как бы на „выкате“. Что-то мягко закругленное, стыдливо замыкающееся было в  ней…». И  голос — «удивительный, как у Сары Бернар, но с пленительной для нашего уха русской певучестью», — такой Горева представлялась Кугелю. На его взгляд, сила этой актрисы состояла «не в  искусстве, а в исключительно редких, необыкновенных данных. Самая декламация ее, отзывавшаяся не то каратыгинской школой, не то провинциальным шаблоном 1870-х годов… не отличалась ни мастерством, ни строгой обдуманностью. С точки зрения художественного рисунка и основного тона роли все, что играла Горева, было, в сущности, одним и тем же» (Кугель. С. 190, 191). В сезоне 1895/96 актриса в 3-й раз дебютировала на сцене АТ в  ролях Василисы («Василиса Мелентьева»), княгини Фальконьери («Далила») и Медеи («Медея» А.С. Суворина) и вошла в его труппу с опозданием по крайней мере в 10 лет. На Кугеля «удручающе подействовало несоответствие былой славы и действительности». «Там, где (как в „Медее“) преобладали элементарные чувства, Горева оставляла даже и в конце своей карьеры впечатление. Но передача стиля или даже сложного характера была совсем не в ее средствах. Самый темперамент Горевой, который отрицать нельзя… был сценической ее практикой исковеркан» (Там же. С. 191). В нач. сезона 1896/97 актриса по-прежнему числилась в имп. труппе, но ничего не играла. Спустя еще 4 с лишним года моск. газ. дважды сообщала о  том, что после 4-го дебюта «Горева вновь принята на Александринскую сцену» (Рус. слово. 1901. 20 марта. С. 3). Но в списках петербургской драматической труппы ее фамилия не появилась. Актриса продолжала быть гастролершей в  России и  за границей. Выступала, например, в Малом (Суворинском) театре в сп. «Воевода» (1901), играла в гастрольной труппе Н.П. Орленева ибсеновскую фру Альвинг (1904), участвовала в  поездках от Порт-Артура и Владивостока до Коканда, по Польше и Кавказу. В 1909 сыграла старую крестьянку в  одном из первых русских фильмов «Ухарь-купец». Умерла Горева «на эстраде, читая стихотворение во время благотворительного концерта» (Театр. газ. 1917. 12 июля. С. 9). Соч.: Из моей автобиогр.: (К 50-летию пребывания на сцене) // ТиИ. 1917. № 10–11. С. 194–195. Лит.: ССД; Дебют г-жи Горевой. Воскресенье. Александринский театр. «Сумасшествие от любви». Г-жа Горева в роли королевы // НВ. 1885. 22 янв. С. 3; Незнакомец [Суворин А.]. Письма к  другу LXXII // НВ. 1885. 27 янв. С. 1–2; Наши петерб. артисты. 300 портретов. СПб., 1896. С. 7; Театр и музыка // Рус. слово. 1901. 20 марта. С. 3; 28 марта. С. 3. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 808. Сбоева, С. Горева Е.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 219-220.