Другие фамилии: Дьяконов, Нарыков.
Родился в Ярославле в семье дьякона Афанасия Филипповича, служившего при церкви Димитрия Солунского (откуда и произошли три его фамилии: Дмитревский, Дьяконов, а родовая была Нарыков, см.: Старикова Л.М. Театр в России XVIII в. М., 1997. С. 120–127). Обучался в духовной семинарии г. Ростова (Ярославского), окончив ее в кон. 1751, был «прислан» в Ярославскую Провинциальную канцелярию «для определения» на службу (Ф.Г. Волков. С. 86).
В 1749–1751 участвовал в спектаклях любительской и затем полупрофессиональной ярославской труппы «охотников» п/р Ф.Г. Волкова. В начале января 1752 вместе с ней по указу императрицы Елизаветы вызван в Петербург (Там же. С. 84–87), где был оставлен (май 1752) в числе 4-х самых талантливых членов этой труппы и отдан (сент. 1752) в Шляхетный кадетский корпус для продолжения образования; среди прочих предметов обучался «тражедии» п/р А.П. Сумарокова (Там же. С. 90–91, 99–100). После учреждения «Русского для представления трагедий и комедий театра» (30 авг. 1756) Д. вошел в состав его труппы и исполнял «главные характеры как в трагедиях, так и комедиях» (Штелин. С. 602). После смерти Ф. Волкова (апр. 1763) Дмитревский становится «первым придворным российского театра актером» — «если Волков заслуживает названия основателя русской сцены, то Дмитревскому принадлежит не менее почетное название распространителя сценического искусства в России» (Жихарев. С. 568).
В 1760-е Дмитревский являлся лучшим актером русского классицизма: «Явил Петрополю красы котурна он», — писал А. Сумароков, в пьесах которого Дмитревский играл первые трагические роли: Синав («Синав и Трувор», 1757), Оскольд («Семира», 1763), Вышеслав («Вышеслав», 1768), Димитрий («Димитрий Самозванец», 1771), Мстислав («Мстислав», 1774). В 1760-е Дмитревский первым из русских актеров представлял отечественный театр за границей, куда выезжал дважды: с окт. 1765 по окт. 1766 — «смотреть английского и французского театру» (АВПРИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 3125. Л. 333; Там же. Оп. 6. Д. 3511. Л. 122); и с октября 1767 по май 1768 ездил выписывать труппу французских актеров к русскому двору (Там же. Оп. 1. Д. 222. Л. 250; Оп. 6. Д. 3511. Л. 327;).
После возвращения «из чужих краев», где Дмитревский близко познакомился с исполнительским искусством лучших европейских актеров (Лекена, Дюмениль, Клерон, Молле, Гаррика и др.), им была «декламация вычищена, исправлена и приведена в совершенство» (Малиновский А.Ф. Записки, принадлежащие к истории российского театра // Собрание некоторых театральных сочинений с успехом представленных на Московском публичном театре. М., 1790. Ч. 2. С. 21), а «в любовной страсти» Дмитревский даже «превосходит Лекена» (Смесь. 1769. Л. 7. С. 56). Однако уже в этот период Дмитревский много играет в комедиях, удостаиваясь эпитета «любимец Талии, любимец Мельпомены» (Н.Е. Струйский), причем некоторые из его современников считали, что «что в драммах и комедиях он был еще превосходнее, чем в трагедиях» (ОЗ. 1823. Ч. 13. Март. № 35. С. 383 — П.И. Сумароков), а в отдельных ролях «был, бесспорно, совершенным и никто, даже из французских актеров, соперничать с ним не мог» (Жихарев. С. 554): Альцест («Мизантроп, или Нелюдим», 1764), Дорант («Ревнивый, из заблуждения выведенный», 1763), Менехм («Менехмы, или Близнецы», 1763), Добросердов («Мот, любовью исправленный», 1765) и Неумолков («Пустомеля», 1765). Дмитревскому было свойственно тонкое чувство стиля и жанра исполняемой роли: «Как обманешься, если хочешь рассудить о Дмитревском в шлеме по Дмитревскому в колпаке! Это не простой человек: какой голос, как он гибок в его гортани» (ПРП XVIII. С. 348. — М.Н. Муравьев).
В 1770-е, чутко откликаясь на веяния времени, Дмитревский выступает в пьесах нового направления — «мещанских драмах» и «слезных комедиях», вызывавших яростные нападки классицистов: граф Кларандон («Евгения» Бомарше, 1770), Беверлей («Беверлей», 1772); некоторые роли Дмитревский впервые играл в Москве, где время от времени выступал на сцене публичного театра. Дмитревскому было, вероятно, тесно в рамках придворного театра, и, став зрелым мастером, он несколько раз пытался обрести «свой» театр: в 1773–1774 предпринимал попытку возглавить Московскую публичную антрепризу (после смерти очередного антрепренера); в 1782–1783 сменил на некоторое время К. Книппера в руководстве Вольным российским театром в Петербурге на Царицыном лугу (где в 1782 впервые поставил в свой бенефис «Недоросля» и сыграл роль Стародума).
В августе 1783 Дмитревский назначается инспектором Российской труппы (АДИТ. Отд. II. С. 123). В марте 1784 Дмитревскому поручают «обучать находящихся при театральной школе учеников и учениц декламации и действованию» (Там же. С. 186). Педагогическую деятельность Дмитревский начал еще в конце 1770-х: преподавал сценическое искусство питомцам московского Воспитательного дома, составившим труппу Вольного Российского театра в Петербурге (1780–1783) и вошедшим потом в состав придворного русского театра (Всеволодский-Гернгросс. С. 296–306). В янв. 1787 Дмитревский был уволен на пенсион (АДИТ. Отд. II. С. 337), но продолжал выступать и преподавать. В окт. 1791 Дмитревского назначили главным режиссером, надзирающим «над всеми российскими зрелищами… также к надзиранию и порядочному учреждению Школы» (Там же. С. 400). В эти годы он сыграл роль Досажева («Школа злословия», 1793), которую считают лучшей ролью его. Последний раз вышел на сцену в авг. 1812 в маленькой роли Усердова в драме «Всеобщее ополчение».
Дмитревский сочинял элегии, оды, «похвальные слова», речи и пьесы; переводил с французского и итальянского языков пьесы и приспосабливал их для русской сцены. За особые заслуги Дмитревского в 1802 избрали действительным членом Российской Академии.
Другие известные роли: Артимон («Опекун обманут, бит и доволен», 1758), Аполлон («Новые лавры», 1759), Азиятец («Прибежище добродетели», 1759), Клитандр («Любовь доктор», 1763), граф Новосветов («Наказанная вертопрашка», 1767), Борислав («Борислав», 1772), Всезнай («Лжеученый», 1790-е).
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; СРП XVIII; МП XVIII; Арапов. С. I, 50, 52, 78, 79, 82, 83, 85, 89, 104–106, 109, 111, 114, 120–125, 128, 131, 133, 136, 139, 142, 160, 161, 177, 216, 233, 258, 309, 318, 320, 321, 323–326; Известие о жизни Ивана Афанасьевича Дмитревского, Рос. Имп. акад., мн. ученых сословий чл. и знаменитого актера. СПб., 1822; Всеволодский-Гернгросс В.Н. И.А. Дмитревский. Берлин, 1923; Ф.Г. Волков; Владимирова, Кулиш (ук.).
Старикова, Л. Дмитревский И.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 258-259.
Читать далее