По 1-му мужу Скраубе, по 2-му мужу Барышкина.
Была замужем за артистом АТ К.П. Скраубе.
В сп. «Суворов» выходила в роли дамы на балу.
Сусеко, П. Скраубе Н.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 656.
Участница Великой Отечественной войны. Ветеран труда. Награждена: Орденом ВОВ II степени; 15-ю медалями, в том числе – «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда»; знаком «Ветеран 8-й армии Ленинградского и Волховского фронта» и знаком «Фронтовик 1941-1945».
Дочь почётного гражданина г. Санкт-Петербурга, мастера модельного цеха Судостроительного завода имени Марти (бывший франко-русский).
Училась в Техникуме сценических искусств ( класс профессора Б.М. Сушкевича). В годы учёбы была занята в массовых сценах сп: «Маскарад», «Суворов», «Лес» и др., а также в спектаклях московских театров, гастролировавших на сцене АТ. Студенткой участвовала в массовках спектаклей Московского Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко. На репетициях спектакля «Дама с камелиями» познакомилась с Зинаидой Райх и работой самого В.Э. Мейерхольда.
С июня 1941 года до января 1942 Барышкина (Токунова) Н.П. работала в Ленинградском Радиокомитете. Являлась редактором и автором передач: «Для молодёжи» и «Театр у микрофона». Её стихи звучали в репродукторах на улицах блокадного Ленинграда. Была членом команды пожарных Радиокомитета. Во время бомбёжек поднималась на крышу и чердак Радиокомитета и сбрасывала «зажигалки». В начале сентября 1941 г. наблюдала с крыши Радиокомитета зарево от горящих Бадаевских складов.
В осаждённый Ленинград в то время приезжало большое количество журналистов и писателей. И прежде всего они приходили в Радиокомитет. Тогда и состоялись встречи и знакомства с Б.А. Лавренёвым, В.А. Кавериным, А.Б. Мариенгофом.
«Композитор Никита Богословский, - вспоминает Барышкина (Токунова), - сидел на крыше во время бомбёжки, с нашей «командой смертников», шутил и рассказывал нам весёлые истории. А с писателем В.А. Кавериным я ходила пешком в дальние районы Ленинграда, в госпитали. Позднее мы оба написали два рассказа об одном и том же случае, в одном из госпиталей. Мой рассказ назывался «Письмо».
В январе 1942 года Нина Петровна была вызвана в действующую армию для работы в редакции газеты «Ленинский путь» 8-й армии Ленинградского и Волховского фронта. В армии служила вольнонаёмной, рядовым красноармейцем до начала 1946 года.
Кроме редакции работала в госпитале. Днём – с документами, по ночам – в газовой операционной (там оперировали больных с газовой гангреной), где держала ампутированные руки и ноги бойцов и писала status localis (дневник операции).
Армейский госпиталь резко отличался от госпиталей в тылу. Палаты находились в землянках. Раненые лежали на земляных возвышениях, покрытых досками и жидкими постельными мешками. Воды было мало. Электричество получали от движка, который часто портился. Тогда операции проводили при керосиновых лампах. Госпиталь находился в лесу, вдали от деревень.
Ещё Барышкина (Токунова) работала во фронтовом ансамбле. Ансамбль давал концерты в армиях и дивизиях Ленинградского и Волховского фронта. Ездили в товарных поездах.
После войны вернулась в Ленинград. В начале 1946 года работала в редакции «Техфильма», занималась драматургией, являлась членом секции драматургов Союза писателей. Писала сценки и скетчи, новогодние программы для Филармонии и Театра Эстрады. Сочиняла оперные либретто. Работала с композиторами И.И. Дзержинским и А.Ф. Пащенко.
Опера «Горячие сердца» А.Ф. Пащенко, либретто Н.П. Токуновой, была написана для Малого оперного театра, передавалась в записи по радио, шла в Москве.
Пьесы «Чудесное Сампо» и «Следы под асфальтом» были напечатаны издательством ВУОАПа.
«В моей работе как поэта, писателя, драматурга мне очень помогли годы творческого и дружеского общения с поэтом Всеволодом Рождественским, а также профессором В.А. Мануйловым, драматургом Е.Л. Шварцем», - вспоминает Н.П. Барышкина (Токунова).
Одновременно с литературной работой была педагогом-режиссёром в художественной самодеятельности. В основном – во Дворце Культуры им. Н.К. Крупской.
Работала до января 1998 года. До 82-х лет. Житель Рыбацкого с 1989 года.
М.Б. Семенова
Читать далее