Вернуться
Волков Фёдор Григорьевич, артист, театральный деятель
Волков Фёдор Григорьевич, артист, театральный деятель
Персоналия
Волков Фёдор Григорьевич
Годы жизни
09.02.1729, Кострома - 04.04.1763, Москва
Вид деятельности
Артист, театральный деятель
Период работы в театре
Биография
Волков был первенцем в семье потомственного костромского купца «5-й сотни» Григория Ивановича и Матрены Яковлевны (позже родились Алексей, Гаврила, Иван и Григорий). Предки близкие родственники В. числились в док-тах начала XVIII в. среди «лучших людей» Костромы и были грамотными; в 1715–1716, когда Петр I заселял Петербург, один из Волковых (Федор Григорьев сын — двоюродный дед В.) был «выписан с женою и с детьми в Санкт питер бурх на вечное житье» (см.: Старикова. С. 237–240). После смерти отца В. (вероятно, в конце 1735) его мать в окт. 1736 (см.: Там же. С. 281) вышла замуж за «заводчика» Ф.В. Полушкина и переехала с сыновьями к нему в Ярославль, где он завел серные и купоросные заводы. Полушкин видел в старшем пасынке будущего помощника и компаньона и озаботился дом. образованием В. (см.: Ф.Г. Волков. С. 58); по неподтвержденным мемуарным свед., среди учителей был пастор ссыльного Э. Бирона, обучавший В. немецкому яз., необходимому тогда для делового человека. С 1741 по 1748 (по свидетельству самого В.) он «находился в Москве в науках» (Там же. С. 62), вероятно, это была какая-то контора при частной фабрике или заводе; версия, что В. учился в Славяно-греколатинской акад., документально отвергнута (см.: Старикова. С. 242, 244). В 1749 В. еще наезжал в Москву, а также мог бывать не единожды и в Петербурге (см.: Там же. С. 241). Однако сформировался В. как актер именно в Москве, попав в насыщенную театрально-зрелищную атмосферу: в 1740-е здесь активизируется деятельность городских партикулярных любительских театр. трупп, т. н. «охотников»; с 1742 функционирует «вольная» Немецкая комедия — общедоступный публичный театр; наезжают разные иностр. развлекатели, в т. ч. кукольники и пр. В Петербурге В. удалось побывать на спектаклях придворной итал. оперы («благодаря знакомству» с придворными певчими). В., приезжая в Ярославль, вероятно, устраивал дом. любительские спектакли. В апр. 1748 умер отчим В., а в июле 1749 умерла его мать (см.: Там же. С. 248), после чего В. окончательно возвратился в Ярославль, возглавил, как старший в семье, «заводское произвождение» и, став хозяином своей судьбы и капитала, организовал любительскую театр. труппу, идентичную моск. труппам «охотников», куда вошли его бр. Гаврила, Григорий и посадская молодежь. Как и все подобные рос. труппы «охотников», волковская ярославская прошла общие для них всех этапы: ранний — чисто любительский (характеризовавшийся эпизодичностью, бессистемностью, случайностью во всех моментах деятельности) и зрелый — полупрофессиональный («полу» — потому что, несмотря на значительное повышение профессионального уровня представлений «охотников», определенную их периодичность и пр., осн. профессия или род занятий у всех участников данных трупп, в т. ч. и волковской, оставались еще не театр. и спектакли они давали в свободное от осн. работы время). Начало этого зрелого этапа у рус. «охотников» вообще можно датировать самым концом 1749 (см.: Там же. С. 150–186). Именно тогда и В. (после окончания семейного траура) смог всерьез заняться своим театром. Единственное документальное упоминание о волковской ярославской труппе относится к 8 янв. 1750, когда «производилась комедия» в доме ярославского купца Серова (Ф.Г. Волков. С. 72–73). 3 янв. 1752 имп. Елизавета указала В. с бр. Гаврилою и Григорием и «кто им для того еще потребны» привезти в Петербург. Потребными оказались: «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «пищик» Семен Куклин, «из церковников» (бывшие семинаристы) Иван Дмитревский и Алексей Попов, «посацкий» Семен Скочков, из «малороссийцев» Демьян Галик и Яков Шумский (см.: Там же. С. 86). В конце янв. они прибыли в столицу, в нач. февр. показали несколько спектаклей — трагедии А.П. Сумарокова в здании театра Немецкой комедии и 18 марта в Оперном доме — драму «Кающийся грешник» Д. Ростовского. Из труппы отобрали В. и его брата Григория и причислили их к придворному театру, и они отправились с ним в Москву; а также И.А. Дмитревского и А.Ф. Попова, которых определили в Кадетский корпус. В него же поступили и братья Волковы, вернувшись из Москвы в марте 1754 (см.: Там же. С. 94–96, 100–101). В. в корпусе изучал франц. и немецкий яз., «нарочито» рисовал тушью «ландшафты и фигуры», танцевал «миновет посредственно», на клавикордах играл «разные оперные арии» и пел «италианския арии», на уроках фехтования «делал кавационные штосы», а с Сумароковым разучивал «тражедии» (Там же. С. 108–109). 30 авг. 1756 указом имп. учредили «Русский для представления трагедий и комедий театр» под дирекцией А.П. Сумарокова. Основу его труппы составили 6 ярославцев (к 4-м упоминавшимся присоединились Гаврила В. и Я.Д. Шумский) и бывшие придворные певчие (обучавшиеся также в Кадетском корпусе). В. занял ведущее положение первого актера: «Тогда г. Волков показал свои дарования в полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого актера» (Ф.Г. Волков. С. 207. — Н.И. Новиков). На В. держался репертуар вновь учрежденного нац. театра. Он был «благороднейший и лучший из актеров; он играл одинаково сильно и в трагедиях, и в комедиях» (Штелин. С. 593). Документально изв. об исполнении В. только трех ролей: Марс в торжественном Прологе «Новые лавры», Американец в оперно-балетно-драматическом представлении «Прибежище добродетели» (1759), Оскольд в трагедии «Семира» А. П. Сумарокова (1757). Но, конечно, В. исполнял все роли гл. героев в его трагедиях, вдохнув в них жизнь — прославил их автора. В. обладал многими талантами: «был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант… посредственный скульптор» (Ф.Г. Волков. С. 208. — Н.И. Новиков) — все эти качества помогали выжить и утвердиться молодому рус. театру с не устоявшимися еще организационными формами. В янв. 1759 (см.: Ф.Г. Волков. С. 134–135) рус. театр включили в число придворных (это означало освобождение от забот по обеспечению сц. жизнедеятельности, но ограничение общедоступности и зависимость от чиновников Придворного ведомства). Директор А.П. Сумароков, измучившись в административных обязанностях, попросился в отставку, которую приняли в июле 1761. Художественное руководство пало на одного «первого актера», ему был свойствен и организаторский талант. В. являлся «мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным» (Фонвизин Д. И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л. 1959. Т. 2. С. 93). Он сыграл далеко не последнюю роль в дворцовом перевороте 1762 (свергшем Петра III и возведшем на рос. престол Екатерину II), за что В. вместе с братом Григорием удостоился потомственного дворянства; однако В. «остался в своей сфере» (в театре) ([Helbig]. Biographie Peter des Dritten. Tubingen; Gotta, 1808–1809. Bd. II. S. 196). Завершил он свою короткую, но необыкновенно насыщенную и творчески реализованную жизнь достойным эпилогом — грандиозным уличным шествием-спектаклем «Торжествующая Минерва» — «общенародным зрелищем, представленным большим маскарадом», устроенным в коронационные торжества в Москве. В нем нашли воплощение все его таланты: актера, худ., литератора, режиссера-постановщика, организовавшего тысячную толпу участников в стройное, эмоционально заразительное, сатирически злободневное, веселое театрализованное зрелище. Происходило оно в течение трех дней в конце янв. — начале февр. 1763 на улицах Москвы в лютые морозы. В. простудился и 4 апр. скончался. По поводу места захоронения В. существует неск. версий (ни одна из них документально окончательно не подтверждена): Спасо-Андрониевский монастырь (см.: Ф.Г. Волков. С. 208. — Н.И. Новиков), Златоустовский монастырь (см.: Старикова. С. 75). Лит.: Брокгауз; ТЭ; РП XVIII; Арапов. С. 49–52, 55, 56, 73, 74, 79; Владимирова, Кулиш (ук.). Старикова, Л. Волков Ф.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 175-176.
Cпектакли
"Семира", 1757 (Олег, правитель Российского престола)
"Прибежище дободетели", 1759 (Американец)
"Новые лавры", 1759 (Марс)
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1