Из вольноотпущенных, незаконнорожденный. Выпущен из петербургского императорского Театрального училища актером (ученик П.А. Каратыгина). В 1838 дебютировал на сцене АТ. Входил в состав Молодой труппы, игравшей в Театре-цирке. Лучше всего удавались роли резонеров (современники отмечали его Стародума в «Недоросле»), что совпадало, видимо, с его человеческой природой — рассудительностью, пунктуальностью, придирчивостью к себе и другим. Репертуар его часто повторял тот, что исполнял П. Григорьев, также игравший тогда в Молодой труппе. Особенный успех ожидал В. в роли солдата в водевиле-фарсе «Заколдованные медведи» (был впервые вызван публикой), написанном одним из молодых актеров специально для бенефиса Григорьева.
Др. роли: Николай Петрович, комендант крепости («Блокада Ахты»), Семен, дворецкий («Русская боярыня XVII столетия»), Семен Иваныч Скорышев («За золотом! в Калифорнию! или Ярославцы в Бремене»), Лакей Гарпагона («Скупой»), Брустверов, капитан морского полка («Ссора, или Два соседа») и др.
Наиболее значительный период деятельности — работа в качестве главного режиссера труппы с 1854 и до конца жизни. Хотя должность предполагала исполнение прежде всего административных функций, В. имел творческое и этическое влияние на труппу, способствовал формированию режиссуры как профессии. Он проявил себя мастером постановки массовых сцен в сп. «Димитрий Самозванец» Н.А. Чаева, «Смерть Иоанна Грозного», «Борис Годунов» (хотя сп. выпускался уже после смерти режиссера). Собственноручно составлял монтировки тех пьес, которые ставил. Пристальное внимание уделял точности воспроизведения авторского текста — вплоть до чтения актерам лекций по русскому языку. Следил за декорационной частью постановки и, что не было тогда характерно, — музыкальной. А. Нильский отмечал: «Многие его не любили, но уважали, безусловно, все. Это уважение он заслужил своею неподкупностью, справедливостью, честностью» (Нильский. С. 166).
Отличался широтой интересов, написал несколько пьес: «Молодцы казаки!» (1851), «Англичане под Гамле-Карлебю» (1854), «Наташа, купеческая дочь, или Жених-разбойник» (1868, использовав сюжет баллады Пушкина «Жених»); перевел трагедию В. Альфьери «Филипп II, король испанский» и кн. Г. Страффорда «История музыки», слыл человеком образованным, много времени проводил в читальных залах библиотек (составил Каталог библиотеки императорских театров).
Преподавал в Театральном училище. Составил «Проект драматического класса при Санкт-Петербургском театральном училище» (СПб., 1868), который сыграл важную роль в развитии театрального образования.
Лит.: Брокгауз; ТЭ; Вольф, 1. С. 32, 63, 64, 81, 143, 146, 147, 153; Вольф, 3. С. 8, 27, 30; Максимов. С. 199–212, 263, 264; Нильский А.А. Восп. // ИВ. 1894. Т. 57. № 7. С. 82–87; Сто лет. АТ — театр госдрамы. Л., 1932. С. 123.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 12581; ОР РНБ. Ф. 391. Д. 253; ОР ГЦТМ. Ф. 57.
Третьякова, Е. Воронов Е.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 184-185.
Читать далее