Вернуться
Яковлев Михаил Фёдорович, артист
Яковлев Михаил Фёдорович, артист
Персоналия
Яковлев Михаил Фёдорович
Годы жизни
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Ян, другая фамилия - Вейман. Был женат на актрисе Маркс — старшей дочери провинциальных актеров С.О. и В.Б. Маркс. Из мещан. До вступления в труппу АТ работал подмастерьем переплетного цеха и актером в провинции. Получил известность как один из видных провинциальных трагиков старой школы. В 1851 дебютировал на сцене АТ в ролях Гюга Бидермана («Смерть или честь»), Гамлета и Фрица Бетхера («Сын любви»), но в труппу принят не был. После 2-го дебюта (1852) исполнял в АТ небольшие и эпизодические роли: солдат («Сын любви»), сержант («Маркитантка»). Уволен за излишеством. В 1853 играл в Нижнем Новгороде. С 1854 по 1856 служил в Тифлисе, с 1856 по 1860 — в Ставрополе, с 1863 по 1865 — в Ростове, с 1865 по 1867 — в Новочеркасске, затем в Саратове. В 1872 выступал в Москве — в Народном театре на Политехнической выставке. Сезоны 1877/1878 и 1878/1879 гг. Яковлев возглавлял в Таганроге товарищество «Община русских актеров», в сезон 1879/1880 гг. оно давало спектакли в Вологде. В разных городах актер исполнял главные роли в основном в трагедиях Шекспира «Гамлет», «Король Лир», «Шейлок» («Венецианский купец»), «Отелло». По мнению В.Н. Давыдова, «старания у него... было много», но всю свою игру Яковлев строил «на голосе, на чередовании повышений и понижений», «безбожно и бессмысленно жестикулировал» (Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962. С. 81). Одни театральные обозреватели отмечали приверженность актера старым шаблонным (каратыгинским) сценическим приемам, склонность к чрезмерному подчеркиванию драматических мест, излишеству красок, что вело к однообразной исступленности. Другие хвалили за профессиональную добросовестность, обретенное с годами мастерство и простоту трактовок. С начала 1860-х репертуар Яковлева пополнялся новыми ролями. Первые попытки были неудачными: его Фамусов («Горе от ума») напоминал героя ложноклассицистской трагедии; Оброшенов («Шутники») походил на персонажа мелодрамы. Но в 1870-е Ляпкина-Тяпкина («Ревизор»), Князева («Расточитель»), дядюшку («Гувернер») и Грозного («Князь Серебряный») в исполнении Яковлева критики уже считали живыми и типичными. Лит.: Афиши; Камнев Б. Театр. восп. Ростов, 1895. С. 47. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 14178. Сбоева, С. Яковлев М.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 825.
Cпектакли
"Гамлет, принц Датский", 1846 (Гамлет, принц Датский ( 1851, дебют))
"Сын любви", 1851 (Фриц Бетхер, солдат ( дебют))
"Смерть или честь", 1853 (Гюг Бидерман (дебют на сцене АТ))
"Маркитантка", 1854 (Сержант)