Персоналии
Щеников Александр Гаврилович, артист
Щеников Александр Гаврилович, артист
Персоналия
Щеников Александр Гаврилович
Годы жизни
1784, Ростов - 09(21).12.1859, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Жена — актриса Матрена Ивановна Валберхова. Из купеческой семьи. В труппе петербургского императорского театра занимал амплуа молодых любовников, впоследствии благородных отцов и резонеров. Дебютировал в роли Лиодора («Лиза, или Торжество благодарности»). В спектакле «Эдип в Афинах» сыграл Полиника. Мнения критиков о его игре не совпадали. Один из них писал: «Всяк, кто видел Щеникова в Полинике, с отличною похвалою отзывался о его дарованиях и искусстве» (Лицей. 1806. Ч. 3. Кн. 1. С. 97). «Выученная кукла, на фандарах, и не производит никакого впечатления», — отмечал С.П. Жихарев (С. 284). В начале своей артистической деятельности Щеников внушал надежды, что станет видным трагиком на петербургской сцене. А.А. Шаховской специально для него написал две роли: Адельстана («Иваной, или Возвращение Ричарда Львиного Сердца») и Калибана в волшебно-романтическом представлении «Буря» по мотивам произведений Шекспира, в которых Щеников был «весьма удовлетворителен» (Каратыгин. С. 76). По замечанию Каратыгина, Щеников «постоянно смешил публику своей неловкостью и неуклюжей фигурой» (Там же). Жихарев, присутствовавший на одной из репетиций «Димитрия Донского», где был и В.А. Озеров, записывал в «Дневнике» свои впечатления: «Когда приходила очередь Щеникову читать свою роль князя Тверского, автор... показывал явные признаки нетерпения и неудовольствия, а князь Шаховской морщил лицо и один раз, оборотясь к Озерову, громко сказал: „Что же делать! Чем богаты, тем и рады“» (Жихарев. С. 312). Актер любил свою профессию, отличался трудолюбием, но никогда «не мог выйти из золотой посредственности» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 1. Кн. 4. С. 5.— Р.М. Зотов). Щеников играл в основном в трагедиях: Сеид («Магомет»), Тезей («Ариадна и Тезей»), Орбассан («Танкред»), Эгист («Меропа»). После смерти З.Ф. Каменогорского перешел на амплуа «демихарактерных» стариков, благородных отцов и резонеров, заняв его роли: Добросердов («Отец семейства»), Простодум («Хвастун»), Праволов («Ябеда»), Горст («Ненависть к людям и раскаяние»). Другие роли: Нерестан («Заира»), Пирр («Поликсена»), Пилад («Электра и Орест»), Арман («Густав Ваза»), Энар («Ариадна»), Британник («Британник»), Кассио («Отелло»), Строгин («Женская хитрость»), Густав («Карл XII при Бендерах»), Эрман («Сын любви»), Эшенгольц («Примирение двух братьев»), Яков («Неаполитанский сирота»), есаул («Пожарской»). Лит.: Арапов. С. 175, 177, 192, 193, 195, 199, 206, 207, 209, 212, 214, 245, 257, 264, 271, 277, 297, 302, 306, 319, 340, 352, 357, 371. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1287; Оп. 4. Д. 81. Майданова, М. Щеников А.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 807.
Cпектакли
"Лиза, или Торжество благодарности", 1802 (Лиодор ( дебют, 1806))
"Эдип в Афинах", 1804 (Полиник ( 1806))
"Отелло, или Венецианский мавр", 1806 (Кассио)
"Примирение двух братьев", 1806 (Эшенгольц)
"Димитрий Донской", 1807 (Князь Тверской)
Показать все (24)