Родился в семье бывшего придворного («государева») певчего Емельяна Федоровича (см.: ПКНО. 2002. С. 199. — Л. Старикова), происходившего из семьи московских потомственных придворных певчих (см.: Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты России XVI–XVII вв. Челябинск, 1991. С. 428– 429). В 13 лет Шушерин уже служил копиистом в московской Ревизионколлегии, где его старший брат состоял в должности канцеляриста (см.: ПКНО. 2002. С. 199, 205. — Л. Старикова). Во время эпидемии чумы в Москве в 1771 Шушерин лишился родителей и поступил в этом году на сцену Московского публичного театра, содержателем которого являлся тогда И. Бельмонти (см.: Там же. С. 200, 210). По свидетельству мемуаристов, он был взят на положение «официанта», в обязанности которого входило: перестановка декораций, переписывание ролей, подмена статистов, а иногда и исполнение маленьких ролей, состоявших из нескольких слов или фраз. Впервые имя Шушерина как актера упоминается среди исполнителей драмы М.М. Хераскова «Гонимые» в 1775. В 1777–1778 Шушерин женился на Екатерине Алексеевне, состоявшей также актрисой с 1774, имя которой исчезает из состава труппы в 1781 (см.: Там же. С. 200). Первые небольшие роли не принесли Шушерину заметного успеха — чувствовалось отсутствие школы, да и внешние данные были крайне невыгодными: «Черты лица Шушерина были нехороши: нос небольшой, несколько вздернутый кверху, широкие скулы и маленькие серые глаза» (Аксаков. Т. 2. С. 344). Однако страсть к театру — «много огня, много охоты и не бестолковая голова» (Там же. С. 371), в придачу к напряженной работе над собой, вывели его через несколько лет в число актеров на роли вторых, а затем и первых любовников в комедиях, комических операх: Виктор («Анюта», 1779), Филимон («Мельник, колдун, обманщик и сват», 1779) и др.
В начале 1780-х Шушерин «преодолел» природу, которая «отказала сему актеру во многом» (Сев. вест. 1804. Ч. 1. No 2. С. 239), — огромных природных способностей «у Шушерина не было, и он заменял их умом, искусством и, так сказать, отчетливою отделкою своей роли» (Жихарев. С. 595), позволившими с успехом исполнять роли главных героев в трагедиях: «Пальмира» (1783) и «Сорена и Замир» (1785) Н.П. Николева, «Синав и Трувор» (1785) и «Мстислав (1785) А.П. Сумарокова. Лучшей ролью этого периода можно считать Ярба в «Дидоне» Я.Б. Княжнина (1785), в которой он показал совершенное владение приемами классицистской игры.
В октябре 1785 Комитет, управляющий зрелищами и музыкой, определил «для приведения национального театра в совершенство» принять на придворную сцену (в Петербург) нескольких московских актеров (АДИТ. Отд. I. С. 46; Отд. II. С. 297), в том числе Шушерина и Н.Ф. Калиграф, ставшую после смерти ее мужа бессменной спутницей жизни, «гражданской женой» Шушерина.
С 1 марта 1786 по 3 августа 1791 Шушерин играл на императорской сцене в Петербурге (см.: Там же. Отд. I. С. 47; Отд. II. С. 326). В его репертуаре помимо нескольких старых трагедий, игранных еще в Москве, роли в комедиях, внесшие в его актерскую палитру черты характерности. Наиболее значительная из них — Безрассудов («Преступник от игры, или Братом проданная сестра» Д.В. Ефимьева, 1788). С успехом выступал он в пьесах Екатерины II: «Расстроенная семья осторожками и подозрениями» (1787), «Начальное управление Олега» (1790) и др.
Возвратившись в 1791 на московскую сцену, Шушерин занял ведущее положение первого актера (наряду с Плавильщиковым, также вернувшимся в первопрестольную). Именно этот период можно назвать самым плодотворным в его творчестве; в его репертуаре трагедии, комедии и бытовые драмы, пьесы сентименталистского направления, требовавшие иной, более эмоциональной и жизненной манеры исполнения. Значительные роли: граф Размыслов («Честное слово» Х.-Г. Шписа, 1792), Любим («Отец семейства» Н.Н. Сандунова, 1794), Рольфельд («Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения» Ф.-В. Циглера). В пьесах А. Коцебу Шушерин сыграл Фрица («Сын любви», 1795), барона Цидерштрема («Бедность и благородство души», 1798), негра-слугу Ксури («Попугай», 1796) — лучшую роль этого периода, в ней он «позволил себе сбросить все условные сценические кандалы» (Аксаков. Т. 2. С. 393).
В декабре 1800 Шушерина опять призвали на придворную столичную сцену (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 37. Л. 64; АДИТ. Отд. I. С. 322), где он пробыл вплоть до ухода на пенсион с 1 января 1810. Он много играл в пьесах В.А. Озерова: царь Эдип («Эдип в Афинах», 1804), Старн («Фингал», 1805), князь Белосельский («Димитрий Донской», 1807). В них партнером его бывал гениальный А.С. Яковлев, и вместе с тем современники считали, что «Озеров всем успехом „Эдипа“ был единственно обязан Шушерину» (Жихарев. С. 597), хотя актер «был невзрачен собою, довольно толст и мешковат... а между тем... до какой превосходной степени Шушерин был пластичен в роли Эдипа!» (Там же. С. 596). С успехом сыграл он и Лира (Леара) в переводе — переделке Н.И. Гнедича «Король Леар» Шекспира (1807).
В июне 1802 Шушерина назначили инспектором Российской труппы (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 48. Л. 248), до него эту должность исполняли сначала И.А. Дмитревский, затем А.М. Крутицкий. Выйдя на пенсию, Шушерин вернулся в Москву, где изредка появлялся на сцене; в последние разы в 1812 в любимых ролях — Ксури и Ярба.
Шушерина можно поставить в первый ряд русских актеров XVIII в., которые на протяжении всего своего творческого пути чутко прислушивались к новым веяниям в сценическом искусстве, подчиняя свое исполнение современному репертуару, его стилю и жанрам. Создал «умного Шушерина — расчет... он был дитя искусства и в этом случае сходен с Дмитревским» (Жихарев. С. 564).
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский; Арапов. С. 115, 119, 123, 143, 144, 158, 162, 163, 165–169, 172, 177, 179, 182, 183, 190; Макаров М.Н. Память о Якове Емельяновиче Шушерине, трагике моск. и С.-П.-бургского театров // «Пантеон». 1841. Т. 2. No 6. С. 85–89; Клинчин А.П. Яков Емельянович Шушерин. М.; Л., 1947; Старикова Л.М. Из архивной россыпи (состав Московской труппы 1770 — начала 1790-х годов) // ПКНО. 2003. С. 283–304; Владимирова, Кулиш (ук.).
Старикова, Л. Шушерин Я.Е. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 805-806.
Читать далее