Урожденная Шишко, по мужу Чернявская.
Дочь М.Ф. Шишко — титулярного советника, химика при дирекции императорских театров, инспектора освещения. Была замужем за актером АТ И.Р. Чернявским.
Окончила петербургский частный пансион Е.П. Ивановой-Заливкиной и 2 курса Петербургской консерватории, где училась пению в классе Г. Ниссен-Саломан.
Играть на сцене начала в Беклешевском театре (в Лесном) Петербурга, исполнив роль Параши («Ворона в павлиньих перьях»). Выступала в провинции.
Весной 1872 дебютировала на сцене АТ в ролях Периколы («Птички певчие»), Прекрасной Елены («Прекрасная Елена») и была принята в русскую драматическую труппу. Вместе с А.И. Абариновой, О.В. Кольцовой и З.Д. Кронеберг выступала в спектаклях, где прежде солировала «первая русская „дива”» оперетты В.А. Лядова. В репертуар актрисы входили главные опереточные роли: Перикола, Прекрасная Елена, Мефистофель («Фауст наизнанку»), Кис-Кис («Чайный цветок»), Ланж («Дочь рынка»), Ганимед («Прекрасная Галатея»), Герман («Легкая кавалерия»), Габриэль и Метелла («Парижская жизнь»), Надя («Русские романсы в лицах») и др. Ее занимали также в комедиях и водевилях — таких, как «В людях ангел — не жена! Дома с мужем — сатана!», «Осенний вечер в деревне». Играла молодую даму Елену Степановну («Угнетенная невинность»), даму полусвета Матильду («Маменькин сынок»), Славскую, опереточную певицу-актрису («Откуда сыр-бор загорелся»).
С октября 1879 по март 1882 служила в московском Малом театре. Затем вернулась в петербургскую драматическую труппу и состояла в ней до конца мая 1883.
После ухода из АТ на сцене не появлялась.
Лит.: Афиши; Чернявская-Кузнецова Мария Макаровна // ЕИТ. 1891/92. С. 488; Янковский М. Оперетта: Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. Л.; М., 1937. С. 234–235.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22909, 22910.
Сбоева, С. Чернявская М.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 778.
Читать далее