Персоналии
Черникова (Самойлова) Софья Васильевна, артистка
Черникова (Самойлова) Софья Васильевна, артистка
Персоналия
Черникова (Самойлова) Софья Васильевна
Годы жизни
1787, Санкт-Петербург - 19.02(04.03).1854, Санкт-Петербург, похоронена на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Самойлова. Дочь актеров В.М. и П.П. Черниковых; жена В.М. Самойлова; мать В.В. Самойлова и М.В., Н.В. и В.В. Самойловых. Воспитанница петербургского императорского Театрального училища. Ученица А.А. Шаховского и педагога и композитора С.И. Давыдова. В 1804 зачислена в императорскую труппу на роли первых комических любовниц, певиц и служанок в операх и водевилях. С 1837 занимала амплуа благородных матерей и комических старух. Еще воспитанницей играла Подзору в комедии «Троякая женитьба». Дебютировала в ролях Лизы («Лиза, или Торжество благодарности») и Розы («Деревенские певицы»). С.П. Жихарев отзывался о Черниковой: «Мила до чрезвычайности, простодушна, веселого характера» (Жихарев. С. 401). Современникам нравились ее «живость в разговоре, свобода в телодвижениях, очень выразительная, простодушно-плутоватая физиономия и необычайная естественность» (Там же. С. 311). «Это была бы превосходная субретка, — считал И.А. Дмитревский, — особенно в комедиях Мольера» (см. Там же). Среди ее ролей — Леста («Днепровская русалка»), Прията («Князь-невидимка»), Русида («Илья-богатырь»), Лиза («Выдуманной клад, или Опасность подслушивать у дверей»), Виргиния («Павел и Виргиния»), Аврора («Опрокинутые повозки»), Маша («Иван Сусанин»), принцесса Наваррская («Жан Парижский»), Тереза («Молодая вспыльчивая жена»), Луция («Сорока-воровка»). Об исполнении Таисии («Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся») писали: ««В явлениях немки-трактирщицы г-жа Самойлова играла с большою ловкостию и живостию и даже умела сделать приятным исковеркание языка... она представляла очень естественно свою роль» (Драм. вест. 1808. Ч. 1. No 5. С. 43). В Параше («Ям») «каждый ее жест, всякое слово, выступка, манера, каждый шаг на сцене заставлял смеяться зрителей и удивляться ее искусству и способностям» (Сев. Меркурий. 1809. Ч. 1. С. 74). Ф.В. Булгарин вспоминал: «В опере и водевиле первое место занимала г-жа Черникова (ныне Самойлова). Она была чрезвычайно мила собою, пела бесподобно и играла прелестно. Лучшей актрисы и певицы я не видал на нашей сцене» («Пантеон». 1840. Т. 1. С. 86). Лит.: РБС; ТЭ; Пружанский; Арапов. С. 105, 107, 166, 170, 172, 176, 179, 181, 184, 192–194, 203, 205, 214, 220, 222, 223, 225–227, 235, 236, 243, 244, 262, 271, 281, 289, 293, 295, 300, 333, 346, 353, 358, 367, 370, 372; Петербургский вестник // «Пантеон». 1854. Т. 14. Кн. 3. С. 100; Каратыгин (ук.); Гозенпуд (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 85. Майданова, М. Черникова С.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 775.
Cпектакли
"Лиза, или Торжество благодарности", 1802 (Лиза (дебют, 1804))
"Троякая женитьба", 1804 (Подзора)
"Деревенские певицы", 1804 (Роза (дебют))
"Князь-невидимка", 1805 (Прията)
"Ям", 1805 (Параша)
Показать все (13)