Вернуться
Фёдорова Елизавета Николаевна, артистка
Фёдорова Елизавета Николаевна, артистка
Персоналия
Фёдорова Елизавета Николаевна
Годы жизни
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Воспитанница петербургского императорского Театрального училища, ученица П.А. Каратыгина, Фёдорова дебютировала на сцене АТ в 1839 ролью Клариссы («Две женщины против одного мужчины, или Одного вывели — другого провели»), Маши («Сват в новом роде, или Поездка в Парголово»): «с первого раза понравилась публике как своею красотою, так и хорошими манерами и хорошею дикциею» (Вольф, 1. С. 82), и «обладает сверх того — чувством» (Репертуар рус. театра. 1839. Т. 2. Кн. 12. С. 14). Благодаря ли собственным, не раз отмеченным, способностям или по театральным обстоятельствам в виде болезни и смерти В.Н. Асенковой, Фёдоровой удалось избежать общей для начинающих актрис участи и не затеряться в череде однотипных «водевильных дочерей». Она сразу стала молодой героиней комедии — Фекла («Урок дочкам»), Софья («Горе от ума»), Мирандолина («Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро») — и драмы — Берта («Смерть или честь»), Луиза («Коварство и любовь»), Евгения («Дочь скупого»). На таком фоне особенно неожиданным выглядел отъезд Фёдоровой в провинцию — сначала в отпуск, а затем, после годичных попыток дирекции вернуть беглянку, навсегда. Большую часть дальнейшей творческой жизни провела в Харькове, где с отъездом Л.И. Млотковской (1850) заняла ведущее положение в «высоком» репертуаре, «несколько напоминая собой [А.М.] Каратыгину, особенно манерой выговора, и с успехом исполняя ее роли» («Пантеон». 1853. No 9. С. 5. — П. И. Вейнберг). Лит.: Вольф, 1. С. 89, 97; Плетнев А.А. У истоков харьковского театра. Харьков, 1960. С. 127; Юнк А. фон. Провинц. театры в России // «Пантеон». 1853. No 6. С. 7. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 8444. Цимбалова, С. Федорова Е.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 744-745.
Cпектакли
"Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", 1834 (Мирандолина (1839))
"Дочь скупого", 1835 (Евгения Гранде ( 1840))
"Две женщины против одного мужчины, или Одного вывели — другого провели", 1835 (Кларисса ( дебют, 1839 г.))
"Сват в новом роде, или Поездка в Парголово", 1837 (Маша ( дебют, 1839 г.))
"Смерть или честь", 1839 (Берта, сестра Гюга Бидермана)
Показать все (17)