Фабиянская, по мужу Никитина.
Начинала в польской житомирской труппе. На русской сцене впервые и с успехом выступила в 1857 в Киеве, где вместе с мужем, известным актером П.В. Никитиным, проработала с некоторыми перерывами до 1868. К моменту появления в АТ Фабианская — «провинциальная известность» (Николаев Н.И. Драматический театр в Киеве (1803–1893). Киев, 1898. С. 84). Правда, перед столичной публикой она не решилась предстать в своем коронном мелодраматическом репертуаре («Адриенна Лекуврер», «Уголино», «Помешанный, или Тайна рождения»), явно устаревшем даже для провинции (см.: Рус. сцена. 1864. No 7. С. 14). Но и ее Катерина в «Грозе» — «та же забитая, запуганная женщина, та же узкая, односторонняя игра... дурной старой школы» и, вдобавок, заметный «польско-малороссийский выговор» (СПбВед. 1863. 21 апр. — П. Сокальский). Все это, однако, не помешало Фабианской после второго дебюта (Наденька, «Скользкий путь») вернуться на юго-запад России уже в статусе актрисы петербургских императорских театров. На сцене АТ более не появлялась. Официальное увольнение было оформлено только через 4 года после ее смерти.
Лит.: ТЭ; Лихачев В. Из театр. восп. // ТиИ. 1909. No 29. С. 503. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 19013.
Цимбалова, С. Фабианская Е.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 742.