Персоналии
Троепольская Татьяна Михайловна, артистка
Троепольская Татьяна Михайловна, артистка
Персоналия
Троепольская Татьяна Михайловна
Годы жизни
1744 - 18(29).06.1774, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Троепольская начала актерскую деятельность, вероятно, в Москве (Штелин. С. 593), где в 1759–1761 был основан «Российский театр», состоявший под «протекцией» Московского императорского университета и дававший спектакли на сцене Оперного дома, выстроенного итальянским антрепренером Дж.-Б. Локателли. Возможно, что Троепольская могла участвовать в университетских любительских спектаклях вместе с мужем, тогдашним студентом В.А. Троепольским. Среди актеров петербургского придворного театра ее имя появляется в декабре 1763 — она сыграла роль Изабеллы в комедии Ж.-Ф. Реньяра «Менехмы, или Близнецы». Судя по всему, Троепольская не могла получить серьезного театрального образования и в своем творчестве руководствовалась прежде всего внутренним чутьем, опиравшимся на врожденный актерский талант. «Прекрасная лицом, величественная станом, обладавшая приятным выразительным голосом» (ОЗ. 1823. Ч. 13. No 35. С. 388 — П.И. Сумароков), она «соединяла и благородство с приятнейшим голосом и редкой чувствительностию» (Драм. вест. 1808. Ч. 1. No 6. С. 53). Играла она в разнохарактерном репертуаре: комедиях В.И. Лукина — Клеопатра («Мот, любовью исправленный», 1765), Маремьяна («Пустомеля», 1765); Б.Е. Ельчанинова — Пульхерия («Наказанная вертопрашка», 1767); в мещанской драме Б.-Ж. Сорена «Беверлей» — г-жа Беверлей (1772); в трагедиях М.М. Хераскова «Борислав» — Флавия (1772) и В.И. Майкова «Агриопа» — Агриопа (1769) и др., и «была во многих ролях превосходна, а в некоторых неподражаема» (Рус. архив. 1887. No 11. С. 434. — А.Н. Сиротинин). Но для современников Троепольская являлась прежде всего трагической актрисой, непревзойденной исполнительницей героинь в трагедиях А.П. Сумарокова: Семира — «Семира» (в этой трагедии она могла быть партнершей Ф.Г. Волкова в его последних спектаклях в Москве в 1762–1763, а в 1772 играла эту роль с И.А. Дмитревским), Зенида — «Вышеслав» (1768), Ксения — «Димитрий Самозванец» (1771). Лучшей ее ролью считалась Ильмена — «Синав и Трувор» (1763), в которой «Россия на нее, слез ток лия, взирала, и зрела как она, страдая, умирала» (А.П. Сумароков). Последний раз она выступила на сцене 16 мая 1774, «пленяя умы зрителей» в роли Ольги в трагедии Сумарокова «Мстислав» (ДрамСл. С. 83), и вскоре умерла от чахотки (см.: Театр. 1983. No 10. С. 139. — Л.М. Старикова). Из-за ее смерти осталась несыгранной трагедия Майкова «Фемист и Иеронима», в которой роль Иеронимы драматург писал специально для нее. Троепольская удостоилась, вслед за Волковым и Дмитревским, титула «первой русской актрисы». Похоронена «в Невском» (Там же). Лит.: ТЭ; Арапов. С. 56, 84, 85, 125; Вирен В.Н. Университетский театр в Москве // Ежегодник института истории искусств, 1958. М., 1958. С. 167–193; Владимирова, Кулиш (ук.). Старикова, Л. Троепольская Т.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 727-728.