По мужу Волкова.
Дочь отставного поручика. Дворянка по происхождению. В 15 лет выступила на сцене московского летнего театра в Петровском парке (спектакли драматического товарищества Я.И. Шмитова и П.Д. Телениева) — этот дебют определил ее будущее. Во время гастролей М.В. Мазуровской Томсон сыграла роль актрисы Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер») и была приглашена П.Д. Ленским в Казань на «вторые роли». Уже через год в Тифлисе ее называли одной из лучших «драматических инженю» в провинции. Служила в Баку, Воронеже, городах Крыма.
Один сезон состояла в труппе АТ. Играла Нюту («Цепи»), Нину («Откликнулось сердечко»), 3 раза Офелию в «Гамлете» и была встречена прессой недружелюбно. «Затем полгода была при смерти. Поздней весною... три раза сыграла Варю в комедии кн. Сумбатова „Листья шелестят“ — и вызвала такие единодушные одобрения прессы, каких начинающие артистки и не запомнят, — писал театр. обозреватель. — Затем она оставила сцену. <...> Что г-жа Томсон талантливее и нужнее для сцены большинства наших артисток, — это вне сомнения... Молодость артистки (она чуть ли не самая молодая из артисток на свое амплуа) дает надежду на значительное развитие ее таланта» (Дневник артиста. 1892. No 4. С. 24. — Г.). Рецензенты отмечали: Томсон обладает артистическим темпераментом, и вкус, и техника, и мимика ее хороши. «Пластика в соединении с темпераментом, „блуждающий нерв“... рядом с веселостью и жизнерадостностью. <...> Она играет и веселые комедии, в которых проявляет много непринужденности и грации, и бытовые пьесы, при чем обнаруживает большую способность воспроизводить типические осо- бенности быта. Но главная сфера г-жи Томсон, по нашему мнению, „чистая драма“. <...> Она умеет заставлять зрителей страдать своим страданием, а в таланте драматической артистки это самое ценное и, значит, самое редкое. <...>
...Никогда не переступает чувства меры» (Театр. мирок. 1892. 24 мая. С. 9. — Д.). На игру Томсон в сп. «Листья шелестят» откликнулся и А.Р. Кугель: «Вообще об этой пьесе нечего было бы говорить, если бы главную роль в ней не исполняла г-жа Томсон <...> Я удивился, когда увидал пред собою молодую, изящную артистку, с чудесным, хотя и не сильным голосом, с искреннею интонациею, с стремлением к жизненной правде, чуждую эффектничанья, мелодраматического ломанья и заученного драматизирования. <...> Г-жа Томсон — далеко еще не законченная артистка. Говорю не в виде упрека, а, напротив, похвалы, ибо она вся в будущем, и это будущее блестящее» (Театр. мирок. 1892. 3 мая. С. 17).
Надеждам не суждено было сбыться. В 24 года Томсон покинула сцену навсегда. По предписанию врачей жила на юге России, потом вернулась в Москву. Перенесла две тяжелые операции. Она первой из русских актрис завещала крупную сумму на содержание неспособных к труду сценических деятелей.
Лит.: Массалин И. Театр и музыка // НВ. 1892. 28 апр. С. 3; Хроника. Москва // Театрал. 1895. No 14. С. 85; Некр.: ЕИТ. 1894/95. С. 417.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 600.
Сбоева, С. Томсон М.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 725-726.
Читать далее