Сын актеров АТ П.И. и А.Е. Толченовых.
В 1838–1845 обучался в петербургском императорском Театральном училище. Дебютировал в ролях фатов и молодых любовников в переведенных им с французского водевилях «Капризы девушки, или Доктор себе на уме» и «Модный магазин, или Волк в овчарне», получив одобрительные отзывы рецензентов. «Если мы не ошибаемся, то из этого молодого человека выйдет прекрасный артист» (СП. 1845. 14 сент. — Р.М. Зотов). «В этом молодом человеке есть много прекрасных надежд на будущее. Голос его ясен и чист, движения ловки и развязны, держит он себя на сцене очень хорошо, читает с толком, роли учит твердо» («Пантеон». 1845. Т. 12. Кн. 10. С. 5. — Театр. летопись). В дальнейшем сыграл мужа («Нежная супруга, или Экое странное дело какое»), сына графа Ларимосо Валерио («Ворона в павлиньих перьях, или Слуга-граф, граф-слуга»), маркиза де Сануа («Купленное дитя, или Мать-преступница»).
В 1848, получив официальный ежегодно продляемый отпуск, перебрался на одесскую сцену, где пробовал себя в разнообразном репертуаре. Столичная пресса выражала надежду на то, что Толченов «будет со временем артистом замечательным», хотя и замечала, что пока он «немного тяжел в комедиях и еще больше в водевилях», а в драмах «иногда увлекается неумеренным патетизмом», все же «есть роли, которые пришлись совершенно по его средствам, в них г. Толченов не натянут, натурален» (СПбВед.1850. 11 июля).
Уволенный из состава казенной труппы (как не явившийся после отпуска) Толченов до 1860 оставался на одесской сцене, затем играл в различных провинциальных антрепризах. В 1873 после неудачного дебюта в московском Общедоступном частном театре вернулся в Петербург, где выступал на клубных сценах как актер и режиссер. Последние 3 года жизни, разбитый параличом, провел в городской богадельне.
Толченову приписывают более 20 пьес, основную часть которых составляют переводы и переделки популярных французских драматургов. Он автор нескольких мемуарных статей: «Театральное училище в сороковых годах» (Из записок бывшего воспитанника)» (НВ. 1876. 22, 24, 29 янв., 3 февр. Публикация не завершена); «Страница к биографии П.М. Садовского» (Муз. свет. 1876. No 36. С. 283–284; No 37. С. 295–296; No 38. С. 303–304); «Мартынов и Шумский» (НВ. 1881. 9, 13 июня); «Из воспоминаний о театральном училище» (НВ. 1884. 6 июня, 2 июля, 3 авг.) — и ряда рассказов.
Лит.: Брокгауз; РБС; РП; Борисоглебский (ук.); Николаев Н.И. Драм. театр в Киеве: Ист. очерк (1803–1893). Киев, 1898. С. 55; Рожковская Н.Н. Театр. жизнь Кишинева XIX — нач. XX в.: Из истории рус. драм. театра. Кишинев, 1979. С. 94; Голота В.В. Театр. Одесса. Одесса, 1990. С. 47; Некр.: НВ. 1888. 9 мая; Моск. вед.1888. 11 мая; Театр. мирок. 1888. No 12. С. 7; ИВ. 1888. Т. 7. С. 213.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 10333; Оп. 2. Д. 13944; ГЦТМ. Ф. 130. Д. 599–600.
Кулиш, А. Толченов А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 721-722.
Читать далее