Вернуться
Спорова (Самойлова) Мария Алексеевна, артистка
Спорова (Самойлова) Мария Алексеевна, артистка
Персоналия
Спорова (Самойлова) Мария Алексеевна
Годы жизни
1843 - 13(25).05.1875, Санкт-Петербург, похоронена на Новодевичьем кладб., в 1936 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Урожденная Бибикова, по мужу Самойлова. Дочь генерал-майора, Спорова была сначала ученицей, затем женой В.В. Самойлова. Успешно выступала на сцене Пассажа и в клубах в любительских спектаклях. Для ее дебюта в АТ (окт. 1862) было возобновлено «Горе от ума» с новым составом исполнителей, Спорова играла роль Лизы. Однако надежды поклонников на фурор не оправдались. «Встретили г-жу Спорову громом аплодисментов, набросали ей множество букетов, но потом, после каждого акта, вызовы и рукоплескания были все слабее и слабее, и по окончании пьесы все убедились, что вышло много шуму из ничего и что Споровой до Снетковой как до неба далеко» (Вольф, 3. С. 25). О заглавной роли драмы «Лиза Фомина» в исполнении Споровой писали: «Трудно вообразить себе более сухую, внешнюю игру. Не говорим уже о том, что г-жа Спорова не умеет выразить ни одного сильного душевного движения; в ее игре нет даже той женственности, тех приемов, какие должны быть в сносной водевильной актрисе. Г-жа Спорова… по выходе на сцену осталась безучастна ко всему, что вокруг нее происходит, и поражала сухостью своего тона и угловатостью манер» (БдЧ. 1863. № 9. С. 122). Неудачна была Спорова и в роли Юлиньки в «Доходном месте» (1863). «Спорова манерно и аффектированно сыграла роль» (Вольф, 3. С. 27). Более благосклонно отнесся к актрисе А.А. Григорьев, еще недавно считавший ее одной из «надежд» русской сцены (см.: Якорь. 1863. № 25. С. 486). Разбирая спектакль, Григорьев отмечал, что актриса «с замечательной артистической правдою» передавала «это поистине ужасное существо», в котором «сухость содержанки соединена со спокойным нравственным убеждением законной жены». Одновременно критик находил, что в четвертом акте актрисе не хватало «тонкости» (Якорь. 1863. № 32. С. 637). Лит.: Крылов В.А. Прозаические соч.: В 2 т. СПб., 1908. Т. 2. С. 518, 519, 525, 530–533; Листок // СО. 1862. 23 мая. С. 1–2; М. Р. [М.Я. Раппопорт] Листок // СО. 1862. 24 сент. С. 1–2; М. Р. [М.Я. Раппопорт] Театр. летопись // СО. 1863. 23 нояб. С. 1–2; Григорьев (ук.); Федоров М. П. Заметки о рус. театре // БдЧ. 1863. № 1. С. 116–117; Федоров М. П. Рус. сцена // БдЧ. 1863. № 2. С. 17–33; Григорьев А. Рус. театр // Эпоха. 1864. № 1–2. С. 465; Григорьев А. Рус. театр в Петербурге // Эпоха. 1864. № 3. С. 240; Григорьев А. Рус. театр в Петербурге // Эпоха. 1864. № 6. С. 249. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 1843. Данилова, Л. Спорова М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 686-687.