Вернуться
Соловцов Николай Николаевич, артист, режиссер, антрепренер
Соловцов Николай Николаевич, артист, режиссер, антрепренер
Персоналия
Соловцов Николай Николаевич
Годы жизни
03(15).05.1857, Орел. - 12(25).01.1902, Киев
Вид деятельности
Артист, режиссер, антрепренер
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Фёдоров. Дворянин, в Орле окончил гимназию, играл в гимназических и домашних спектаклях, дебютировал в 1875 в труппе Сервье. Играл во многих среднерусских городах. В Ярославле встретился с гастролировавшим там П.В. Васильевым, который проходил с Соловцовым роли Афони («Грех да беда на кого не живет») и Мити («Бедность не порок»), служил в Астрахани у Н.К. Милославского, в 1878–1879 в Киеве в труппе М.В. Аграмова. Играл роли различных амплуа, от Грозного («Василиса Мелентьева») до Городничего («Ревизор») и опереточных простаков. В 1882 был принят в АТ и через год уволен по окончании контракта. Затем Соовцов играл у М.В. Лентовского в Нижнем Новгороде. В Москве Соловцов начал ставить спектакли, сдружился с драматургами и многими провинциальными актерами, ставшими позднее александринцами (например, с М.И. Писаревым), организовывал товарищества для гастролей, привлекая провинциальных и столичных премьеров, почти всегда — В.Н. Давыдова. В 1886–1889 играл у Корша, застал окончание знаменитых «давыдовских сезонов». Роли: Варравин в «Деле» (бенефис Давыдова) и Смирнов в водевиле А.П. Чехова «Медведь», посвященного автором Соловцову. По настоянию Давыдова стал режиссером у Корша. В 1889–1890 играл и ставил в московском Театре Абрамовой, посреди сезона театр из-за тяжелой финансовой ситуации стал товариществом, которое возглавил Соловцов. В 1891 основал Киевское товарищество драматических артистов под управлением Н.Н. Соловцова, играли в здании театра Бергонье, потом театр стал называться просто «Соловцов». Здесь также постоянно гастролировали александринцы. Соловцов начинал традиционно для молодого артиста с хорошей внешностью, он играл роли вторых, первых любовников, светских фатов, но успеха не имел, как и в ролях героев. Роли, пройденные с Васильевым, указывали его настоящее предназначение. Сезон в АТ все расставил на свои места. Соловцов дебютировал в ролях Грозного («Василиса Мелентьева»), Кречинского («Свадьба Кречинского») и Василия («Каширская старина»). Успех имел только в пьесе М.В. Аверкиева. Критика указала Солвцову его настоящее амплуа — характерные, в основном так называемые «рубашечные» роли. Сыграл в АТ Петра («Не так живи, как хочется»), Василькова («Бешеные деньги»), Городулина («На всякого мудреца довольно простоты»), Грубельникова («Листья шелестят»). На роль Василькова претендовали Н.Ф. Сазонов и В.Н. Давыдов — признанные исполнители народных ролей, но играл Василькова только Соловцов. Петербургский сезон показал, что Соловцов — крупный характерный актер. Соч.: Евлалия Рамина: Драма в 4 д. М., 1884; Белые невольницы: Комедия в 4 д. М., 1898; Теплая вдовушка: Комедия в 3 д. М., 1896. Лит.: ТЭ; Гнедич. С. 15, 16, 18, 19; Инкогнито. Современники: Анекдотические черты из жизни деятелей наст. СПб,. 1900. С. 200; Некр.: ЕИТ. 1901/02. Прил. Кн. 4. С. 49–59; Соловцов Н.Н. // ТиИ. 1902. № 3. С. 50; Кончина Н.Н. Соловцова // ТиИ. 1902. № 4. С. 80–82; Николаев Н. Письма из Киева // ТиИ. 1902. № 5. С. 104–105; С-ский А.К. Незабвенной памяти Н.Н. Соловцова: Биогр. очерк. Киев, 1902; Памяти Н.Н. Соловцова. Одесса, 1902; Николаев Н. И. Памяти Н. Н. Соловцова // Николаев Н.И. «Эфемериды». Киев, 1912. С. 105–108; Глама-Мещерская А. Я. Восп. М.; Л., 1937. С. 285–190, 366; Табатчикова Е.А. Н.Н. Соловцов и становление режиссуры в русском провинциальном театре // Зап. о театре. Л., 1974. С. 73–98; Чудаков А. П. Неизв. страницы Чехова // ТЖ. 1980. № 13. С. 30. Сомина, В. Соловцов Н.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 675.
Cпектакли
"Каширская старина", 1872 (Василий, сын Коркина, молодой царский сокольник ( дебют, сезон 1882/1883 гг.))
"На всякого мудреца довольно простоты", 1880 (Городулин ( сезон 1882/1883 гг.))
"Василиса Мелентьева", 1882 (Царь Иоанн Васильевич Грозный ( дебют))
"Листья шелестят", 1882 (Александр Павлович Грубельников, помещик, сосед Звонова-Замыкина)
"Бешеные деньги", 1882 (Савва Геннадич Васильков, провинциал)
Показать все (9)