Персоналии
Снеткова 3-я Фанни (Федосья) Александровна, артистка
Снеткова 3-я Фанни (Федосья) Александровна, артистка
Персоналия
Снеткова 3-я Фанни (Федосья) Александровна
Годы жизни
26.05(07.06).1838, Санкт-Петербург - 13.02.1929. Москва
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Перфильева. Дочь унтер-офицера, курьера провиантского департамента, к моменту ее рождения вышедшего в отставку и вернувшегося на должность театр. парикмахера. Младшая из сестер Снетковых. После смерти родителей воспитывалась старшей сестрой — М.А. Снетковой (Снетковой 1-й, артисткой балета), по окончании петербургского императорского Театрального училища (1848–1856) и до замужества жила вместе с ней в Петербурге. В ТУ училась у В.В. Самойловой и В.П. Василько-Петрова. Пять лет играла в АТ. В 1863 вышла замуж за гвардейского офицера С.С. Перфильева и оставила сцену. Муж тоже вышел в отставку. Был мировым судьей в Москве, где супруги и провели всю жизнь. Еще будучи воспитанницей училища Снеткова играла в АТ Ольгу во «Владимире Заревском» (1856). А.И. Вольф сразу же отметил, что «в декабре 1856 года наша сцена сделала драгоценное приобретение в лице Фанни Снетковой» (Вольф, 3. С. 12). Придя в театр, она в своих первых же ролях, в основном в третьесортных мелодрамах сразу же привлекла симпатии публики. «Мелодичный голос, выразительная физиономия, оживленная и вполне натуральная игра», — характеризовал ее первые шаги Вольф (Там же). «Роли легко кокетливые давались ей так же, как и роли драматические, требующие чувства» (Там же). Однако репертуар Снетковой внушал критикам немалое беспокойство. Даже А.А. Григорьев, не очень высоко ставивший актрису, сожалел: «…г-жа Снеткова 3-я тратит же свое весьма маленькое, но довольно миленькое дарование на мелодраматический вздор» (Григорьев. С. 237). Но и в слабых пьесах Снеткова была необычайно выразительна, ее простенькие героини привлекали душевным здоровьем, нравственной чистотой, непосредственностью молодого чувства. Это были ее современницы, жившие не на окраине, но и не в центре Петербурга, скромные труженицы, наивные, но стойкие девушки. Таковы были, например, роли в пьесах безнадежно в нее влюбленного актера и режиссера И. Е. Чернышева: Маша («Не в деньгах счастье»), Настенька («Отец семейства»), Курчаева («Испорченная жизнь») (1859–1861). Увидевший ее в 1860 в уже игравшейся ранее пьесе «Предубеждение, или Не место красит человека, а человек место» (1858), П.Д. Боборыкин писал о роли Настеньки: «До сих пор я еще не видал ни в Москве, ни в Петербурге, такой изящной, красивой и привлекательной по тону актрисы на молодые роли» (Артист. 1890. № 11. С. 35). Он тут же предложил Снетковой роль в его «Ребенке» (1860), и хотя та не совсем соответствовала ее индивидуальности, Снеткова сумела передать в своей героине нежность и благородство. «Это происходило прямо от поэтичности натуры, милой выразительности лица, особенно от взгляда, от игры глаз, от некоторых нот. Женственность была не жеманная, не жгучая или чувственно вызывающая, а тихая и неотразимая, вроде какого-то благоухания» (Там же. С. 37). Впоследствии А.Н. Островский признал, что игра Снетковой «была исполнена изящества, непринужденной грации и, при… редкой красоте, доставляла удовлетворение и требовательному вкусу» (Т. 10. С. 209). Коронная роль Снетковой — Катерина в первой постановке «Грозы» на петербургской сцене (1859). Казалось бы, роль провинциальной купчихи Снетковой, никогда не выезжавшей за пределы столицы, была противопоказана. Ждали, что она будет много хуже первой исполнительницы роли в Москве, любимой актрисы А.Н. Островского — Л.П. Никулиной-Косицкой. Но автор не побоялся доверить Снетковой свою героиню и даже во многом помогал ей в работе. Конечно, Снеткова — Катерина внешне была мало похожа на купчиху и даже позволяла себе появляться в кринолине и кокошнике на голове. Но в целом Снеткова стала чуткой толковательницей роли. В ее Катерине было то человеческое, нежное, трогательное и поэтическое содержание, какое жило в лучших представительницах народа. Она хотела жить по законам чистоты, цельности, непогрешимости в страшном мире калиновских обитателей. О ней с восхищением отзывались многие современники. «Ее сцена прощания с мужем наедине, свидание ночью, покаяние в грехе перед изображением геенны огненной, встреча с любовником после приезда мужа — полны правды, силы и потрясают зрителя до глубины души» (СП. 1862. 26 февр.). Игра Снетковой дала основание петербургскому рецензенту А.С. Гиероглифову назвать героиню «Грозы» «светлым лучом на темном небе» (ТиМВ. 1859. № 48. С. 473), этими словами воспользовался Н.А. Добролюбов для заглавия своей статье. После «Грозы» Снеткова не раз появлялась в пьесах Островского: играла Олиньку в сценах «Старый друг лучших новых двух» (1860), Краснову в «Грех да беда на кого не живет» (1863). Среди следующих ролей С. можно выделить Наденьку в пьесе Ф.Н. Устрялова «Слово и дело». Автор пьесы вспоминал: «С Ф.А. Снетковой я познакомился на репетициях; она была очень скромна, тиха, старательна и невольно очаровывала всех своею природною грацией. Перед каждым выходом на сцену, во время представления она невольно смущалась и робела; но артистическая натура брала верх и, несколько разыгравшись, она чувствовала себя как дома. Задушевность, простота и искренность звучали в каждом ее слове; к этому присоединялся и прекрасно выработанный голос, который, помимо всего, подкупал в ее пользу» (ИВ. 1884. № 11. С. 369–370). В 1862 Снеткова сыграла Елецкую в «Нахлебнике», соединив в своей героине настороженность и доброту, душевное смятение и правдивость. В Софье («Горе от ума», 1862) С., по отзыву В.А. Крылова, «представила влюбленную девушку и светскую красавицу… волнение ее после обморока и умение прикрыть его изяществом, хладнокровием и даже насмешками, когда она видит, что возлюбленный ее жив, были переданы превосходно» (Прозаические соч.: В 2 т. СПб., 1908. Т. 2. С. 504). Другие роли: Марья Андреевна («Карьера»), Люсиль («Книга III, глава 1-я»), Серафина («Серафина Лафайль»), Маша («Холостяк»), Корделия («Король Лир»), Офелия («Гамлет») и др. Лит.: ТЭ; БСЭ; Вольф, 3. С. 15, 16, 18–20, 22–26, 28, 99, 100; Боборыкин П.Д. Три любимицы: (Из личных восп.) // Артист. 1890. № 11. Кн. 4. С. 34–42; Золотницкая Т.Д. Фанни Снеткова: «Царица грез театр. Петербурга». Л., 1973; Островский. Л.Н (ук.); Сюжеты, 2. С. 136–146. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 16617. Данилова, Л. Снеткова Ф.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 667-668.
Cпектакли
"Далила", 1858 (Марта, дочь Серториуса)
"Король Лир", 1858 (Корделия)
"Предубеждение", 1858 (Настенька ( с 1860))
"Серафина Лафайль", 1858 (Серафина Лафайль)
"Гроза", 1859 (Катерина, жена Тихона)
Показать все (20)