Персоналии
Синявская Мария Степановна, артистка
Синявская Мария Степановна, артистка
Персоналия
Синявская Мария Степановна
Годы жизни
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Сахарова. Родилась в семье бывшего придворного певчего Степана Ларионовича. Еще девочкой, в 1765 начала выступать на сцене (см.: РГИА. Ф. 468. Оп. 33. Д. 32. Л. 2 об.); вместе со старшим братом в начале 1766 вошла в труппу Московского публичного театра под дирекцией Н.С. Титова (см.: ПКНО. 2002. С. 201, 210. — Л. Старикова). В 1774 (после перехода «первой» московской актрисы Е.Ф. Ивановой на петербургскую сцену) Синявская заняла в труппе ведущее положение и исполняла первые роли в трагедиях, драмах, также в комедиях, и «не было роли, которой она не скрасила бы игрою» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 101. — Ф. Кони). Синявская имела незаурядную, обаятельно женственную внешность: «женщина с полными, белыми плечами, с прелестным очерком талии и красивой, уютной ножкою» (Там же). Синявская не получила никакого театрального образования, но от природы «владела звучным органом и хорошей методой декламации — без завывания и драматической икоты» (Там же), к тому же «она прекрасно читала стихи» (Жихарев. С. 585), что особенно важно для трагедии, где «в пламенных, неистовых ролях — она действительно была превосходна» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 100–101. — Ф. Кони). Торжеством ее почиталась роль Дидоны в трагедии Я.Б. Княжнина «Дидона» (1785). «Часто она рисовалась на сцене, но это простительно» (Там же. С. 101), так как это помогало ей справиться с труднейшими ролями. Например, в комедии «Фигарова женитьба» Бомарше (1787) «темную, двоякую и более в движениях душевных оказывающуюся роль Графини играла с таким искусством и рачением, что одна игра сего лица, старанием играющей, в состоянии была оспорить сумнение о успехе представления сей пьесы» (Фигарова женидьба: Комедия в 5 д. М., 1787. С. VI). Синявская обладала яркой эмоциональностью, необходимой для ролей в мещанских драмах; среди них выделялись: Зоа — в одноим. драме Л.-С. Мерсье (1786), где она «столько своего искусства к удовольствию публики оказала, что и по закрытии театра (т. е. сцены. — Л. С.) при конце ее роли, долгое время была аплодирована» (Драм. Сл. С. 62), графиня Орсина в «Эмилии Галотти» (1786), о которой Н.М. Карамзин писал, «что сам автор был бы доволен ее игрою. Пиеса потеряла бы весьма много, есть ли бы ролю сию играла не такая искусная актриса» (Моск. ж-л. 1791. № 1. С. 78). Славилась Синявская и в ролях чувствительных героинь в сентименталистских пьесах: Эйлалия — «Ненависть к людям и раскаяние» (1791), Эйлалия — «Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения» (1794), Елиза — «Отец семейства» Н.Н. Сандунова (1794) и др. В зрелом возрасте, когда Синявская уже более четверти века «царила» на московской сцене, искушенные зрители находили «в ее игре больше искусства, чем таланта», но отмечали, что она все еще исполняла «довольно удачно первых любовниц» (ЕИТ. 1915. Вып. 1. С. 16. — И. Рихтер). В окт. 1796 Синявская вышла замуж за актера «из купцов» Н.Д. Сахарова, с которым ее связывали неофициальные супружеские узы с конца 1770-х (см.: ПКНО. 2002. С. 200–202. — Л. Старикова). В 1801 Синявскую с мужем пригласили на придворную сцену в Петербург, и 7 марта состоялось определение принять в русскую труппу «Марью Сахарову на первые роли вообще, а иногда и благородных матерей в трагедиях, комедиях и драмах» (АДИТ. Отд. II. С. 651; РГИА. Ф. 497. Оп. 4, Д. 47, Л. 220). На петербургской сцене первые роли Синявской исполнять удалось недолго, с приходом в труппу молодой Е.С. Семеновой ей пришлось в основном «играть у Семеновой наперсниц» (Жихарев. С. 554). До ухода своего на пенсион с 1 янв. 1810 (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 22. Л. 344) Синявская занимала на придворной сцене третье место после Семеновой и А.Д. Каратыгиной. Другие известные роли: в Москве — Виттелия («Титово милосердие», 1786), Клементина («Клементина и Дезорм», 1788), Энни («Сидней и Энни», 1790), Изведа («Оптимист, или Человек всем довольный», 1790), Эмилия («Граф Ольсбах», 1790), Химена («Сид», 1791), Амалия («Амалия и Монроз», 1792), графиня Решилова («Честное слово», 1792), София («Ревнивые, или Никто не прав», 1793), Добросердова («Любовник-грубиян», 1794), Луиза («Бедность и благородство души», 1798), София («Освобожденная Москва», 1798), графиня Знатова («Раздраженный муж, или Приезжие из Украйны», 1797), г-жа Дормен («Трактир, или Обличенное злоумышление», 1800); в Петербурге — Добросердова («Лиза, или Торжество благодарности», 1802), г-жа Атоль («Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», 1805), Эмилия, воспитательница Эдельмоны («Отелло, или Венецианский мавр», 1806). Лит.: ТЭ; Старикова Л. М. Штрихи к биографии первых русских актрис // ПКНО. 1994. С. 65–73. Старикова, Л. Синявская М.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 652-653.
Cпектакли
"Лиза, или Торжество благодарности", 1802 (Добросердова)
"Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника", 1805 (Госпожа Атоль)
"Отелло, или Венецианский мавр", 1806 (Эмилия, воспитательница Эдельмоны)