Вернуться
Семёнова Мария Павловна, артистка
Семёнова Мария Павловна, артистка
Персоналия
Семёнова Мария Павловна
Годы жизни
1811 (?) - 01(13).02.1833, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Воспитанница петербургского императорского Театрального училища. Юная однофамилица знаменитых сестер Семеновых впервые заявила о себе в конце 1827 года ролями леди Мильфорд («Коварство и любовь») и Генриетты («Приказ короля»). Однако пресса сочла достойным упоминания только ее дебют в трагедии «Гамлет», состоявшийся в апреле 1828: «играла в первый раз роль Офелии и сыграла ее на первый раз недурно» (СП. 1828. 26 июля. — М-л Я-в [М.А. Яковлев]). Дальше — жестче: «Очень неудачно прочла балладу» (СП. 1828. 11 сент. — С. [О.М. Сомов]), «играла с большим старанием… и пока этого довольно» (СП. 1829. 25 мая. — М-л Я-в [М.А. Яковлев]), «была слишком монотонна и прочла… стихи из своей роли весьма дурно» (СП. 1832. 24 мая). Показательно, что из обширного репертуара еще даже не актрисы — воспитанницы училища — критике подлежали именно Офелия («Гамлет»), Сидония («Волшебница Сидония»), Кларанса («Влюбленный Шекспир»), Семела в одноименном мифологическом представлении — те роли, которые в недавнем прошлом играла великая Е.С. Семенова. С самого начала короткая творческая жизнь Семёновой теснейшим образом оказалась связана с большими именами и живыми легендами. В ноябре 1829 Семёнова была официально зачислена в драматическую труппу, где заняла освободившееся после ухода Семеновой 2-й (Нимфодоры Семеновны) амплуа первых любовниц. «Семенова нынешнего времени» (СП. 1832. 2 сент.) вполне в духе этого времени редко играла в трагедиях (напр., Феодалия, «Атрей и Фиест»). Гораздо чаще ей доводилось выступать в современной драме: Амалия («Сын любви»), Элиза («Польдер, или Амстердамский палач»), Берлина («Ночь в замке Полюцци, или Изгнанник флорентинский») и др. Как обычно, начинающая актриса являлась и «наместницей по необходимости» (СП. 1831. 25 мая), заменяя, например, А.М. Каратыгину в роли Эмилии («Эмилия Галотти») или М.И. Вальберхову в роли принцессы Эболи («Дон Карлос, инфант испанский»). Именно в связи с этими вводами «Северная пчела» впервые вынуждена была признать, что «публика принимала ее с восторгом» (СП. 1831. 12 марта — Ю.). Подтверждением тому служат пометки, сохранившиеся на полях театральной коллекции афиш: «была прелестна», «играла прекрасно», «вызвана» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2003. Л. 132, 136, 144, 146 и др.). Особенно теплый зрительский прием сопутствовал Семёновой в комедии. Здесь — вне принудительных сравнений — ей удалось наконец заслужить «одобрение критики» (СП. 1832. 12 янв.). М.А. Яковлев писал: «Талант этой молодой артистки, если он не будет подавлен трагедией, для которой она не имеет даже и физических средств, украсит со временем нашу высокую комедию» (СП. 1829. 23 нояб.). «Высокая комедия» в творчестве Семёновой представлена прежде всего именами Ж.Б. Мольера и А.С. Грибоедова. Семёнова первая на русской сцене исполнила роль Марианны (Софьи) в переделке «Тартюфа», шедшей под названием «Фарисеев, или Лицемер»; в поставленных для гастролей М.С. Щепкина комедиях «Школа женщин» и «Скупой» сыграла соответственно Агнессу и Элизу. В пьесах Грибоедова она Наташа («Своя семья, или Замужняя невеста»), Эльмира («Молодые супруги»), Лиза («Притворная неверность») и, наконец, Софья («Горе от ума») — сначала в отдельных, дозволенных к показу сценах (1829–1830), затем на долгожданной премьере 1831. Современники неоднозначно отнеслись как к постановке в целом, так и к Софье-Семёновой в частности. «Играет очень хорошо… мы надеемся… сыграет еще лучше. С талантом Семеновой это легко» (СП. 1830. 11 февр. — Т. В.). «Не совсем походила на московскую барышню. Впрочем со временем она может приспособить себя к этой роли» (Сев. Меркурий. 1830. 7 марта. — N. N. [С.Т. Аксаков]). «Светскости нет и тени! Она даже явилась на бал в берете! Непростительно!» — «уважая дарование г-жи Семёновой», конкретизировал претензии Ф.В. Булгарин (СП. 1831. 9 февр.). Однако в воспоминаниях такого искушенного наблюдателя и многолетнего участника театрального процесса, как Р.М. Зотов, Семёнова осталась не просто первой, но непревзойденной Софьей: «она лучше всех поняла эту трудную роль, после нее все преемницы были хуже» (ИВ. 1896. Т. 66. № 11–12. С. 768). Лит.: Вольф, 1. 19–21, 31. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 6020. Цимбалова, С. Семёнова М.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 645-646.
Cпектакли
"Влюбленный Шекспир", 1826 (Кларанса)
"Сын любви", 1826 (Амалия, дочь барона фон Нейгофа (1831))
"Молодые супруги", 1826 (Эльмира ( 1829))
"Притворная неверность", 1826 (Лиза (1829))
"Своя семья, или Замужняя невеста", 1826 (Наташа, жена Любима ( 1829))
Показать все (22)