Происходил из известной московской купеческой семьи. В 1783 поступил на сцену Московского публичного театра Медокса (см.: РГИА. Ф. 468. Оп. 33. Д. 32. Л. 2), куда его привела, вероятно, влюбленность в «первую» московскую актрису, красавицу М.С. Синявскую, с которой он совсем юным связал свою жизнь и много позже — 26 окт. 1796 — женился на ней (см.: ПКНО. 2002. С. 200–204. — Л. Старикова).
Первые годы Сахаров занимал на московской сцене третьи и вторые роли. Будучи влюблен не только в «первую» актрису, но и вообще в театр, Сахаров играл много и безотказно; в его контракте, заключенном с содержателем театра Медоксом в 1796, написано, что он обязался играть «в комедиях, трагедиях, драмах, операх (без пения) и всяких пиесах. …Без всяких отговорок» (Там же. С. 209). Не получив никакого театрального образования, Сахаров каждодневным сценическим трудом совершенствовал свое мастерство и выбился на первые роли: «публика любовалась им на московской сцене в ролях Секста [„Титово милосердие“, 1786], Трувора [„Синав и Трувор“, 1785] и других молодых трагических персонажей. Игра его не глубокомысленна; но приятный и звучный орган, довольно чувства, правильное, ясное произношение и большая сценическая опытность дают ему полное право на уважение и признательность публики» (Жихарев. С. 529).
7 марта 1801 Сахарова вместе с женой приняли на петербургскую императорскую сцену «в русскую труппу на роли благородных отцов и резонеров» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 47. Л. 220; АДИТ. Отд. I. С. 121; Отд. II. С. 651–652), где он также с жадностью «без претензий и решительно играет все роли в комедиях и трагедиях, какие театральному начальству вздумается поручить ему» (Жихарев. С. 529).
Целое десятилетие Сахаров играл на петербургской сцене рядом с А.С. Яковлевым и Я.Е. Шушериным и считался после них третьим: «Сахаров — актер опытный, дикция верная, голос ясный, на сцене как дома и стихи произносит мастерски» (Там же), что особенно необходимо было в пьесах В.А. Озерова: Креон («Эдип в Афинах», 1804), Боярин («Димитрий Донской», 1807).
С 1 марта 1810 вышел на пенсион (см.: РГИА. Ф. 468. Оп. 33. Д. 32. Л. 1, 2), а 6 апр. 1810 умер (Там же. Ф. 497. Оп. 4. Д. 22. Л. 345).
Изв. роли: в Москве — Максандр-сын («Зоа», 1786), Вальвиль («Клементина и Дезорм», 1788), Догадов («Сговорчивый жених», 1789), Сидней («Сидней и Энни», 1790), Милоум («Оптимист, или Человек, всем довольный», 1790), Фон дер Горст («Ненависть к людям и раскаяние», 1791), граф Решимов («Честное слово», 1792), лорд Сюррей («Амалия и Монроз», 1792), Твердолюбов («Любовник-грубиян», 1794), барон Скучкин («Отец семейства», 1794), полковник фон дер Горст («Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения», 1796), барон Подлен («Раздраженный муж, или Приезжие из Украйны», 1797), Плум («Бедность и благородство души», 1798), боярин Руксалон («Освобожденная Москва», 1798), Пегасов, стихотворец («Пять тысяч рублей», 1798), граф д’Олборн («Трактир, или Обличенное злоумышление», 1800);
в Петербурге — Зопир («Магомет», 1803), Постан («Отец по случаю», 1805), полковник Копе («Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», 1805), Сурдин («Новый Стерн», 1805), граф Кент («Леар», трагедия, взятая из творений Шекспира Н. И. Гнедичем, 1807), Брунор, заседатель в тайном совете («Волшебница Сидония», 1805), Пезарро, ложный друг Отелло («Отелло, или Венецианский мавр», 1806), комендант крепости («Военная тюрьма, или Три арестанта», 1807), Эгист, тиран Аргосский («Электра и Орест», 1809).
Лит.: Арапов. С. 143, 144, 158, 162, 163, 165, 18, 177, 191–194, 204; Каратыгин (ук.); Аксаков. Т. 2. С. 375. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 47, 80; Ф. 468. Оп. 33. Д. 32.
Старикова, Л. Сахаров Н.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 636-637.
Читать далее