Вернуться
Сахаров Николай Данилович, артист
Сахаров Николай Данилович, артист
Персоналия
Сахаров Николай Данилович
Годы жизни
ок. 1764, Москва - 06(18).04.1810, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
07.03.1801 — 1810
Биография
Происходил из известной московской купеческой семьи. В 1783 поступил на сцену Московского публичного театра Медокса (см.: РГИА. Ф. 468. Оп. 33. Д. 32. Л. 2), куда его привела, вероятно, влюбленность в «первую» московскую актрису, красавицу М.С. Синявскую, с которой он совсем юным связал свою жизнь и много позже — 26 окт. 1796 — женился на ней (см.: ПКНО. 2002. С. 200–204. — Л. Старикова). Первые годы Сахаров занимал на московской сцене третьи и вторые роли. Будучи влюблен не только в «первую» актрису, но и вообще в театр, Сахаров играл много и безотказно; в его контракте, заключенном с содержателем театра Медоксом в 1796, написано, что он обязался играть «в комедиях, трагедиях, драмах, операх (без пения) и всяких пиесах. …Без всяких отговорок» (Там же. С. 209). Не получив никакого театрального образования, Сахаров каждодневным сценическим трудом совершенствовал свое мастерство и выбился на первые роли: «публика любовалась им на московской сцене в ролях Секста [„Титово милосердие“, 1786], Трувора [„Синав и Трувор“, 1785] и других молодых трагических персонажей. Игра его не глубокомысленна; но приятный и звучный орган, довольно чувства, правильное, ясное произношение и большая сценическая опытность дают ему полное право на уважение и признательность публики» (Жихарев. С. 529). 7 марта 1801 Сахарова вместе с женой приняли на петербургскую императорскую сцену «в русскую труппу на роли благородных отцов и резонеров» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 47. Л. 220; АДИТ. Отд. I. С. 121; Отд. II. С. 651–652), где он также с жадностью «без претензий и решительно играет все роли в комедиях и трагедиях, какие театральному начальству вздумается поручить ему» (Жихарев. С. 529). Целое десятилетие Сахаров играл на петербургской сцене рядом с А.С. Яковлевым и Я.Е. Шушериным и считался после них третьим: «Сахаров — актер опытный, дикция верная, голос ясный, на сцене как дома и стихи произносит мастерски» (Там же), что особенно необходимо было в пьесах В.А. Озерова: Креон («Эдип в Афинах», 1804), Боярин («Димитрий Донской», 1807). С 1 марта 1810 вышел на пенсион (см.: РГИА. Ф. 468. Оп. 33. Д. 32. Л. 1, 2), а 6 апр. 1810 умер (Там же. Ф. 497. Оп. 4. Д. 22. Л. 345). Изв. роли: в Москве — Максандр-сын («Зоа», 1786), Вальвиль («Клементина и Дезорм», 1788), Догадов («Сговорчивый жених», 1789), Сидней («Сидней и Энни», 1790), Милоум («Оптимист, или Человек, всем довольный», 1790), Фон дер Горст («Ненависть к людям и раскаяние», 1791), граф Решимов («Честное слово», 1792), лорд Сюррей («Амалия и Монроз», 1792), Твердолюбов («Любовник-грубиян», 1794), барон Скучкин («Отец семейства», 1794), полковник фон дер Горст («Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения», 1796), барон Подлен («Раздраженный муж, или Приезжие из Украйны», 1797), Плум («Бедность и благородство души», 1798), боярин Руксалон («Освобожденная Москва», 1798), Пегасов, стихотворец («Пять тысяч рублей», 1798), граф д’Олборн («Трактир, или Обличенное злоумышление», 1800); в Петербурге — Зопир («Магомет», 1803), Постан («Отец по случаю», 1805), полковник Копе («Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», 1805), Сурдин («Новый Стерн», 1805), граф Кент («Леар», трагедия, взятая из творений Шекспира Н. И. Гнедичем, 1807), Брунор, заседатель в тайном совете («Волшебница Сидония», 1805), Пезарро, ложный друг Отелло («Отелло, или Венецианский мавр», 1806), комендант крепости («Военная тюрьма, или Три арестанта», 1807), Эгист, тиран Аргосский («Электра и Орест», 1809). Лит.: Арапов. С. 143, 144, 158, 162, 163, 165, 18, 177, 191–194, 204; Каратыгин (ук.); Аксаков. Т. 2. С. 375. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 47, 80; Ф. 468. Оп. 33. Д. 32. Старикова, Л. Сахаров Н.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 636-637.
Cпектакли
"Лиза, или Торжество благодарности", 1802 (Осип Кремнев, гренадер, сын Федота)
"Принужденное согласие", 1802 (Ладов, друг Прията)
"Товарищ, или Отысканный сын", 1802 (Прямомыслов, под именем Догадова, отец Ераста)
"Титово милосердие", 1802
"Магомет", 1803 (Зопир)
Показать все (24)