Персоналии
Сандунов Сила Николаевич, артист
Сандунов Сила Николаевич, артист
Персоналия
Сандунов Сила Николаевич
Годы жизни
1767–1768?, Москва - 27.03(08.04).1820, Москва, похоронен на Лазаревском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
1783 — 1790, 1791 — 1794
Биография
Происходил из родовитой грузинской семьи: дед Сандунова Моисей Борисович (Мосе Зандукелли), был придворным в свите царя Вахтанга VI, прибывшего в Россию в 1724. В 1730-х М.Б. Сандунов поселился в Москве, стал фабрикантом (завел шелковую фабрику), женился на русской женщине. Отец Сандунова Николай также значился «фабрикантом» (ПКНО. 2001. С. 135. — Л. Старикова). Сандунов пришел в труппу московского Петровского театра, вероятно, в начале 1783, а в сентябре был уже вызван «в службу Дирекции театральной» в Петербург в придворный театр «играть первого слугу и другие приличные ему роли в комедиях и в комических операх» с жалованьем 500 руб. в год (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 44. Л. 29; АДИТ. Отд. II. С. 149). Сандунов «был росту небольшого, но прекрасно сложен». «На сцене он был как дома: смел, развязен и ловок. …Так приемы его были благородны и приятны» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 96. — Ф. Кони). Сандунов с успехом исполнял разнообразные роли, но особенно славился в ролях слуг: Труфальдино («Слуга двух господ», ок. 1786), Скапен («Скапиновы обманы», 1789), о котором современники писали, что «для роли Скапина, кажется, у нас единственный актер — Сила Сандунов» (Жихарев. С. 486). В 1785 Сандунова командировали в Москву для приглашения актеров на придворную сцену (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 44. Л. 219; АДИТ. Отд. II. С. 302). В январе 1788 Сандунов получил прибавку к жалованью 200 руб. (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 45. Л. 123; АДИТ. Отд. I. С. 54). В декабре 1789 Сандунов попросил отпустить его почти на месяц в Москву (где он намеревался выступать в Петровском театре), но был уведомлен, что «не может получить просимаго им отпуска прежде 4-го февраля будущаго 1790» так как в разгар сезона обязан «играть на театре и особенно в спектаклях Эрмитажных, не имея себе дублера» (Там же. Отд. II. С. 367; РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2. Л. 154). Тем не менее в Москве было объявлено, что Сандунов 28 января и 2 февраля 1790 будет играть «один восемь персонажей и восемь раз будет переодеваться» в сп. «А для чего же и не так?» Ф. Планше-Валькура (Моск. вед. 1790. 26 янв. С. 108; 30 янв. С. 124; 2 февр. С. 140). В сентябре 1790 Сандунова по его «прошению» уволили (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2. Л. 194), он числился «бывшим» актером, с упоминанием, что «он подавал прежде сего прошение о прибавке жалованья и о произвождении ему впредь по тысяче по триста рублей в год, но получил увольнение от службы и без аттестата» (Там же. Л. 197). С. получил «Аттестат» и просил выплатить ему недоплаченные «дровяные» деньги и за бенефис (АДИТ. Отд. II. С. 367–368). После шумного публичного скандала, связанного с женитьбой Сандунова на «Лизаньке Урановой» (с которой он был обвенчан «в придворной малой церкви» 14 февраля 1791 «по соизволению» Екатерины II (см.: ПКНО. 2001. С. 131. — Л. Старикова)), Сандунова вновь приняли на придворную сцену 18 марта 1791, «считая с 20-го минувшего февраля» с окладом 1200 руб. (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2. Л. 290; АДИТ. Отд. I. С. 77). В апреле 1794 Сандунов вместе с женой попросил об увольнении, жалуясь «на притеснения, чинимые им от Управляющего театрами князя Юсупова», они получили отставку с пенсионами по 300 руб. с 1 мая 1794 (РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3909. Л. 3 об.; АДИТ. Отд. II. С. 420–421). Переехав в Москву, Сандунов уже в 1795 играл на сцене Петровского театра, став сразу любимцем публики: «Он был весел, жив, игрив, рассыпался мелким бесом и всегда был в движении на сцене» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 96. — Ф. Кони). Шумным успехом пользовалась в эти годы комедия А.И. Клушина «Алхимист» (1795), в которой Сандунов исполнял семь разнородных ролей с мгновенной трансформацией, мог «из молодого, румяного парня превратиться вдруг в дряхлого старика с морщинистым лицом, а еще более, из мужчины в женщину» (Жихарев. С. 260). Он «имел редкое достоинство для актера… именно разнообразие. Сандунов каждой роли давал свой колорит и превосходно оттенял характеры» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 96. — Ф. Кони). В московский период раскрылись все качества Сандунова: он «был актер необыкновенный, по уму гибкому и просвещенному, по таланту сценическому и по стойкости характера. Все то, что пленяет нас в Бомарше, досталось в удел Сандунову» (Там же. С. 96). Это отражалось и на жизненных поступках Сандунова, и на его сценических образах, которые часто тяготели к едкой карикатуре. В этот период особенно выделялись роли Клима Гавриловича — «настоящего подьячего с приписью» в драме «Великодушие, или Рекрутский набор» (1804), Обиралова в драме «Семейство Старичковых, или За богом молитва, а за царем служба не пропадают» (1807), Кривосудова в «Ябеде» (1808) — «в ролях подьячих и плутов Сандунов не имел себе соперников» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 1. Кн. 2. С. 8. — Н. Полевой). В феврале 1810, из-за инцидента, спровоцированного «несколькими, может быть, неблагорасположенными против него людьми» и произошедшего по причине замены спектакля, Сандунов вместе с женой подал прошение об отставке, которую он получил в сентябре 1810, а жена осталась на сцене (см.: ПКНО. 2001. С. 136–140. — Л. Старикова). В Москве Сандунов дал волю своей фамильной предприимчивости: он покупал участки земли, строил дома, бани, отдаваемые в наем. Несмотря на яркое романтическое начало, семейная жизнь Сандунова складывалась неблагополучно: в декабре 1812 его жена уехала в Петербург на придворную сцену; в 1815 у Сандунова родился внебрачный сын Виктор от актрисы Е.Я. Горбуновой. Известные роли в Петербурге: Симеон, слуга («Преступник от игры, или Братом проданная сестра», 1788), Ветрон («Школа злословия», 1793), Филат («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай», 1794?). В Москве: Трофим, слуга («Пять тысяч рублей»), Арман, слуга («Трактир, или Обличенное злоумышление», 1800), Андрей, слуга («Подложный клад, или Опасно подслушивать у дверей», 1805), Кулисин («Черный человек», 1806), Игнатий («Димитрий Самозванец», трагедия В.Т. Нарежного, 1809), Грабилин («Санкт-петербургский гостиный двор», 1810). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; МП XVIII; Арапов. С. 105, 106, 108, 123, 129, 143, 172, 173; Сиротинин А. Н. Сандуновы: (Очерк из истории русского театра) // ИВ. 1889. № 9. С. 550–576; Опочинин Е. К биографии Сандуновых // ИВ. 1889. № 11. С. 343–355; Сиротинин А. Н. Новые сведения о Сандуновых // ИВ. 1890. № 3. С. 611–625; Цинкович-Николаева В. А. Сила Николаевич Сандунов: (Штрихи к портрету Сандунова — гражданина и актера) // Рус. театр и общественное движение: (кон. XVIII — нач. XX века): Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 88–97; Куликова К. Русский Фигаро, или Женитьба Сандунова // Нева. 1972. № 3. С. 69–92; Крюков А.Н. Сандунов // XVIII в. Кн. 3. СПб., 1999. С. 68–71. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 299, 1573, 1699. Старикова, Л. Сандунов С.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 631-632.
Cпектакли
"Слуга двух господ", до 1787 (Труфальдино)
"Преступник от игры, или Братом преданная сестра", 1788 (Симеон, слуга)
"Скапиновы обманы", 1789 (Скапен)
"Школа злословия", 1793 (Ветрон)
"Поскорей, пока не проведали, или Странный случай", 1795 (Филат)