Происходил из родовитой грузинской семьи: дед Сандунова Моисей Борисович (Мосе Зандукелли), был придворным в свите царя Вахтанга VI, прибывшего в Россию в 1724. В 1730-х М.Б. Сандунов поселился в Москве, стал фабрикантом (завел шелковую фабрику), женился на русской женщине.
Отец Сандунова Николай также значился «фабрикантом» (ПКНО. 2001. С. 135. — Л. Старикова). Сандунов пришел в труппу московского Петровского театра, вероятно, в начале 1783, а в сентябре был уже вызван «в службу Дирекции театральной» в Петербург в придворный театр «играть первого слугу и другие приличные ему роли в комедиях и в комических операх» с жалованьем 500 руб. в год (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 44. Л. 29; АДИТ. Отд. II. С. 149).
Сандунов «был росту небольшого, но прекрасно сложен». «На сцене он был как дома: смел, развязен и ловок. …Так приемы его были благородны и приятны» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 96. — Ф. Кони). Сандунов с успехом исполнял разнообразные роли, но особенно славился в ролях слуг: Труфальдино («Слуга двух господ», ок. 1786), Скапен («Скапиновы обманы», 1789), о котором современники писали, что «для роли Скапина, кажется, у нас единственный актер — Сила Сандунов» (Жихарев. С. 486). В 1785 Сандунова командировали в Москву для приглашения актеров на придворную сцену (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 44. Л. 219; АДИТ. Отд. II. С. 302).
В январе 1788 Сандунов получил прибавку к жалованью 200 руб. (см.: РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 45. Л. 123; АДИТ. Отд. I. С. 54). В декабре 1789 Сандунов попросил отпустить его почти на месяц в Москву (где он намеревался выступать в Петровском театре), но был уведомлен, что «не может получить просимаго им отпуска прежде 4-го февраля будущаго 1790» так как в разгар сезона обязан «играть на театре и особенно в спектаклях Эрмитажных, не имея себе дублера» (Там же. Отд. II. С. 367; РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2. Л. 154). Тем не менее в Москве было объявлено, что Сандунов 28 января и 2 февраля 1790 будет играть «один восемь персонажей и восемь раз будет переодеваться» в сп. «А для чего же и не так?» Ф. Планше-Валькура (Моск. вед. 1790. 26 янв. С. 108; 30 янв. С. 124; 2 февр. С. 140).
В сентябре 1790 Сандунова по его «прошению» уволили (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2. Л. 194), он числился «бывшим» актером, с упоминанием, что «он подавал прежде сего прошение о прибавке жалованья и о произвождении ему впредь по тысяче по триста рублей в год, но получил увольнение от службы и без аттестата» (Там же. Л. 197). С. получил «Аттестат» и просил выплатить ему недоплаченные «дровяные» деньги и за бенефис (АДИТ. Отд. II. С. 367–368).
После шумного публичного скандала, связанного с женитьбой Сандунова на «Лизаньке Урановой» (с которой он был обвенчан «в придворной малой церкви» 14 февраля 1791 «по соизволению» Екатерины II (см.: ПКНО. 2001. С. 131. — Л. Старикова)), Сандунова вновь приняли на придворную сцену 18 марта 1791, «считая с 20-го минувшего февраля» с окладом 1200 руб. (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2. Л. 290; АДИТ. Отд. I. С. 77). В апреле 1794 Сандунов вместе с женой попросил об увольнении, жалуясь «на притеснения, чинимые им от Управляющего театрами князя Юсупова», они получили отставку с пенсионами по 300 руб. с 1 мая 1794 (РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3909. Л. 3 об.; АДИТ. Отд. II. С. 420–421).
Переехав в Москву, Сандунов уже в 1795 играл на сцене Петровского театра, став сразу любимцем публики: «Он был весел, жив, игрив, рассыпался мелким бесом и всегда был в движении на сцене» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 96. — Ф. Кони).
Шумным успехом пользовалась в эти годы комедия А.И. Клушина «Алхимист» (1795), в которой Сандунов исполнял семь разнородных ролей с мгновенной трансформацией, мог «из молодого, румяного парня превратиться вдруг в дряхлого старика с морщинистым лицом, а еще более, из мужчины в женщину» (Жихарев. С. 260). Он «имел редкое достоинство для актера… именно разнообразие. Сандунов каждой роли давал свой колорит и превосходно оттенял характеры» («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 96. — Ф. Кони).
В московский период раскрылись все качества Сандунова: он «был актер необыкновенный, по уму гибкому и просвещенному, по таланту сценическому и по стойкости характера. Все то, что пленяет нас в Бомарше, досталось в удел Сандунову» (Там же. С. 96). Это отражалось и на жизненных поступках Сандунова, и на его сценических образах, которые часто тяготели к едкой карикатуре. В этот период особенно выделялись роли Клима Гавриловича — «настоящего подьячего с приписью» в драме «Великодушие, или Рекрутский набор» (1804), Обиралова в драме «Семейство Старичковых, или За богом молитва, а за царем служба не пропадают» (1807), Кривосудова в «Ябеде» (1808) — «в ролях подьячих и плутов Сандунов не имел себе соперников» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 1. Кн. 2. С. 8. — Н. Полевой).
В феврале 1810, из-за инцидента, спровоцированного «несколькими, может быть, неблагорасположенными против него людьми» и произошедшего по причине замены спектакля, Сандунов вместе с женой подал прошение об отставке, которую он получил в сентябре 1810, а жена осталась на сцене (см.: ПКНО. 2001. С. 136–140. — Л. Старикова).
В Москве Сандунов дал волю своей фамильной предприимчивости: он покупал участки земли, строил дома, бани, отдаваемые в наем. Несмотря на яркое романтическое начало, семейная жизнь Сандунова складывалась неблагополучно: в декабре 1812 его жена уехала в Петербург на придворную сцену; в 1815 у Сандунова родился внебрачный сын Виктор от актрисы Е.Я. Горбуновой.
Известные роли в Петербурге: Симеон, слуга («Преступник от игры, или Братом проданная сестра», 1788), Ветрон («Школа злословия», 1793), Филат («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай», 1794?). В Москве: Трофим, слуга («Пять тысяч рублей»), Арман, слуга («Трактир, или Обличенное злоумышление», 1800), Андрей, слуга («Подложный клад, или Опасно подслушивать у дверей», 1805), Кулисин («Черный человек», 1806), Игнатий («Димитрий Самозванец», трагедия В.Т. Нарежного, 1809), Грабилин («Санкт-петербургский гостиный двор», 1810).
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; МП XVIII; Арапов. С. 105, 106, 108, 123, 129, 143, 172, 173; Сиротинин А. Н. Сандуновы: (Очерк из истории русского театра) // ИВ. 1889. № 9. С. 550–576; Опочинин Е. К биографии Сандуновых // ИВ. 1889. № 11. С. 343–355; Сиротинин А. Н. Новые сведения о Сандуновых // ИВ. 1890. № 3. С. 611–625; Цинкович-Николаева В. А. Сила Николаевич Сандунов: (Штрихи к портрету Сандунова — гражданина и актера) // Рус. театр и общественное движение: (кон. XVIII — нач. XX века): Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 88–97; Куликова К. Русский Фигаро, или Женитьба Сандунова // Нева. 1972. № 3. С. 69–92; Крюков А.Н. Сандунов // XVIII в. Кн. 3. СПб., 1999. С. 68–71.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 299, 1573, 1699.
Старикова, Л. Сандунов С.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 631-632.
Читать далее