Представительница династии Самойловых, дочь В.М. и С.В. Самойловых.
Как и ее сестры, воспитывалась в частном пансионе для благородных девиц госпожи Ферай. Была музыкальна, проявила блестящие способности к игре на фортепиано.
Дебютировала в 1828 на сцене петербургского Каменноостровского театра в партии Лизы («Десять дней женитьбы», опера А. Буальдье). Певческая карьера Самойловой не сложилась из-за недостаточно сильного для оперы голоса (меццо-сопрано).
В драматической труппе занимала амплуа молодых героинь. Среди ролей: Мирандолина («Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро»), Наденька («Хороша и дурна, и глупа и умна»), внучка («Бабушка и внучка, или Волшебный напиток Калиостро»), девочка («Матушкина дочка») и др. В 1835 перевела с французского драму В. Гюго «Венецианская актриса». Выйдя замуж за богатого и ревнивого купца Загибенина, Самойлова была вынуждена оставить сцену. После смерти мужа Самойлова не смогла сохранить его состояние и остаток жизни провела, зарабатывая вышиванием.
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский; Вольф, 1. С. 3, 20, 23, 34, 35, 39, 62, 72; Крылов В.А. Сестры Самойловы: (Из театр. восп.) // ИВ. 1898. Т. 71. Кн. 1. Янв. С. 127–156; Кн. 2. Февр. С. 514–548; Мичурина-Самойлова В.А. Полвека на сцене АТ. [Л.], 1935 (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 6018; СПбГМТиМИ. Ф. 238.
Ряпосов, А. Самойлова М.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 629.
Читать далее