Персоналии
Самарин Иван Васильевич, артист, режиссер, педагог, драматург
Самарин Иван Васильевич, артист, режиссер, педагог, драматург
Персоналия
Самарин Иван Васильевич
Годы жизни
07(19).01.1817, Санкт-Петербург - 13(25).08.1885, Москва, похоронен на Ваганьковском кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссер, педагог, драматург
Период работы в театре
Биография
Самарин был прославленным актером московского Малого театра. Его кратковременное пребывание в АТ ограничилось одним сезоном и ничего не изменило в его карьере, более того, он совпал в некоторых ролях с любимцем петербургской публики А.М. Максимовым и конкуренции не выдержал. Исключение составила только роль Чацкого. Из семьи вольноотпущенников. Учился в московском императорском Театральном училище (1827–1837), был любимым учеником М.С. Щепкина. Щепкин свел его со многими образованными современниками. Дебютировал в Малом театре, еще будучи воспитанником ТУ, играл Феликса в драме «Шестнадцать лет, или Зажигатели» (1833). В 1837 был зачислен в Малый театр на амплуа первого любовника. В основном играл в водевилях и мелодрамах. Исполнение Самарина отличалось задушевностью и теплотой, его персонажи вызывали неизменное сочувствие зрителей. А.А. Нильский, видевший Самарина в 1840–1850, так описал впечатление от его игры: «Он был в своем роде единственным и неподражаемым актером-самородком. …Его игра отличалась именно тою изящностью, какую приходится встречать исключительно у знаменитых иностранцев. Более эффектного, ловкого и красивого актера мне не доводилось видеть ни у нас, ни на заграничных сценах» (Нильский. С. 298). Среди его ролей Питер Гродикер («Дедушка русского флота»), граф Шовиньи («Женский ум лучше всяких дум»), Борзиков («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка») и др. Герои Самарина были мягкими, чувствительными людьми, слегка сентиментальными. Правда, иногда страсти захлестывали его. А.И. Герцен, присутствовавший на одном из бенефисов Самарина, где актер играл Эмиля в мелодраме «Преступление, или Восемь лет старше», описал в дневнике 13 сент. 1842 сцену свидания Эмиля с женой: «…он сломился под ее гнетом, он с бешенством и безумием бросился на пол, вырывая себе волосы и стеная» (Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 2. С. 55). Помимо мелодрам, Самарин играл Кассио в «Отелло» (1836), Меркуцио («Ромео и Юлия», 1841), в «Марии Стюарт» — Мортимера (1841). Тогда же Самарин появился в «Ревизоре» — Хлестаков (1838) и в «Горе от ума» — Чацкий (1839). В Петербург Самарин приехал на один сезон — 1846/1847. Нильский объясняет это стремлением продвинуться в карьере, но, возможно, Самарин хотел переменить обстановку после смерти жены — актрисы Н.Я. Пановой. «Кроме Чацкого и Хлестакова, у Самарина не было ролей, достойных его таланта, и он уехал в Москву, конечно, не вполне оцененный публикою» (Вольф, 1. С. 121). Хлестаков-Самарин был принят прохладно, зато в Чацком он имел огромный успех. В Москве роль не удалась. Известен даже факт, что, когда он произнес: «Карету мне, карету», кто-то крикнул из зала: «Скатертью дорога!» В Петербурге же Чацкий был принят «на ура». Склонный к проникновению во внутренний мир человека, Самарин не героизировал его, а старался раскрыть во всем многообразии мыслей и чувств. С первого его появления на сцене было видно, что это просвещенный, умный, благородный человек. С Фамусовым поначалу общался без желчи и раздражения, и только после того, как он выслушал «мораль» московского барина и циничные разглагольствования Скалозуба, гнев начинал душить его, и он произносил страстные обличительные монологи. «Г. Самарин понял и сыграл Чацкого так, как ни один из наших артистов не понимал и не играл Чацкого» («Пантеон». 1846. Т. 14. Кн. 5. С. 37). «Мы в нем первый раз увидели настоящего грибоедовского Чацкого, т. е. светского человека, говорящего, но не декламирующего. Последний монолог был им прочитан мастерски, с жаром, но без крику» (Вольф, 1. С. 121). В 1870-е Самарин перешел на роли благородных отцов, порой окрашивая их образы снисходительной иронией. Был автором многих комедий и одной исторической драмы, которые шли в провинции и на сцене Малого театра. Одна из них — комедия «Перемелется — мука будет» — шла в АТ в 1868 и 1893. С 1862 Самарин преподавал в московском императорском Театральном училище, с 1874 — в Московской консерватории. Соч.: комедии «Купеческая молодежь, или Утро вечера мудренее» (1864), «Перемелется — мука будет» (1865) (обе рукописи в СПбГТБ), «Из семейной хроники» (М., 1879), «В конце сороковых годов» (М., 1888), историческая драма «Самозванец Луба» (М., 1868). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; РП; Вольф, 1. С. 25; Вольф, 2. С. 130; Карнеев М. В. Пятьдесят лет из жизни артиста: Иван Васильевич Самарин и критики его сц. игры. М., 1882; Эфрос Н. Е. И. В. Самарин // Рампа и жизнь. 1917. № 3. С. 4–5; Рогачевский М. Иван Васильевич Самарин. М.; Л., 1948. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 10755. Данилова, Л. Самарин И.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 623.