Происходил из податного сословия. Его отец был вольноотпущенным крестьянином помещика Усачева. В 18 лет поступил в приходское Никитское училище, затем два года учился в гимназии, но не закончил курса; был сидельцем в одном из магазинов Кузнецкого моста. Играл в любительской труппе Вольного театра. По ходатайству чиновника Московской театральной дирекции был принят в московскую императорскую Театральную школу (1821–1824). Обладая хорошим певческим голосом, также обучался пению. Состоял на службе в Малом театре (1824–1828). 1 марта 1828 зачислен в труппу Петербургского императорского театра на первые комические роли. По условиям контракта обязан был играть в комедиях, драмах, операх, водевилях и интермедиях роли первых слуг, весельчаков, комические роли, простаков и т. п.
Впервые вышел на сцену еще воспитанником в роли шведского вестника («Густав Ваза»), состоявшей всего из трех слов «Датские драгуны приближаются», но произнесены они были таким комическим тоном и вся фигура его в надвинутой набекрень каске была так уморительна и смешна, что публика посреди самого драматического места разразилась гомерическим хохотом. Дебютанта заметили. В 1823 в бенефис Е.С. Сандуновой Рязанцев спел партию Тита («Титово милосердие»). Знаменитая актриса сама выбрала его на эту роль, воскликнув: «Вот мой Тит!» По отзывам критиков, выступление было блестящим.
Прекрасный голос, мастерское исполнение куплетов, непринужденный комизм прославили актера в ролях Тарабара («Русалка»), слуги («Преступник от игры, или Братом проданная сестра»), Шумского («Актер на родине, или Прерванная свадьба»). Рязанцев нравился современникам своим обаянием, неподдельной веселостью, которая «электрически» действовала и на партнеров по сцене, и на зрителей. «Небольшого роста, толстенький, кругленький, краснощекий, с лицом полным жизни, с большими черными и выразительными глазами, всегда весел и натурален, всегда симпатично действовал он на зрителей», — писал о нем П.А. Каратыгин (РС. 1873. Т. 7. С. 168).
В Петербурге Рязанцев дебютировал в апреле 1828 в ролях Балабанова («Ошибки, или Утро вечера мудренее»), Брандта («Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра»). Последующие дебюты: Битерман («Две записки, или Без вины виноват»), Шумский («Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской»). По словам рецензента, Рязанцев «своею игрою… утвердил нас в прежнем мнении о его таланте. Он не припоминал нам провинциальных актеров, не прибегал к ужимкам и приемам, возбуждающим хохот черни, не изгибался во все стороны, не делал карикатурных улыбок, не простирал к публике руки с несносными кривляниями, словом, был совершенно чужд сих жалких уловок посредственных комиков. Он играл натурально, непринужденно; зато и смех, им возбуждаемый, был непринужденный» (СП. 1828. 12 апр. — 3. 22 [Ф. В. Булгарин]).
«Естественность в комизме» и «бездну чувств» находил у актера Р.М. Зотов (Зотов. С. 97). Современники писали о его умении «инстинктивно схватить суть изображаемого лица и передать характер с поразительною верностью» (Вольф, 1. С. 19). Это же отмечал и рецензент, отзываясь об игре актера в ролях Степана Балобанова («Ошибки, или Утро вечера мудренее») и актера Шумского («Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской»). «Он в точности постигнул характеры представляемых им лиц, и хотя обе пьесы давно уже нам известны, но казалось, что мы в первый раз видели на сцене Балобанова и Шумского» (СП. 1828. 7 апр. — 34. 2 [Ф.В. Булгарин]).
«Умная, отчетистая, благородная» игра Рязанцева принесла ему и в Петербурге заслуженную славу и любовь публики. Роль трусливого Касьяна («Женщина-лунатик») он сыграл «хорошо и естественно» и «не оставлял желать ничего более в сей маленькой, но забавной роли» (СП. 1828. 21 апр. — С. [О.М. Сомов]). Роль Изведова («Благородный театр») была сыграна «со свойственным ему искусством» (СП. 1829. 8 янв. — М.А. Яковлев). В роли оруженосца Роберта («Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам») он «играл прекрасно и хорошо пропел некоторые куплеты» (СП. 1828. 21 апр. — С. [О.М. Сомов]). Роли Репейкина («Хлопотун») и Суффле («Бенефициант») «считались его лучшими созданиями в начале его карьеры» (Вольф, 1. С. 19).
Роль Сарказмова («Знакомые незнакомцы») Рязанцева отметил автор водевиля. Он писал, что среди всех занятых в спектакле актеров, «пальма первенства принадлежала Рязанцеву» (Каратыгин. С. 178). Рязанцев — первый исполнитель роли Фамусова на петербургской сцене. «Если бы в г. Рязанцеве было поболее важности богатого барина москвича, то он не оставил бы нам ничего желать для совершенства роли» (ЛПРИ. 1831. 25 апр.), но «в сцене бешенства, когда Фамусов находит свою дочь в сенях с Чацким, был весьма хорош» (СП. 1830. 24 июня). На взгляд Ф.В. Булгарина, его Фамусов был «каким-то мещанином во дворянстве, или копией Богатонова». «Фамусов смешон своими предрассудками, своими понятиями о людях, о делах, а не суетливостью, не простотою! Г-н Рязанцев подражает в этой роли игре покойного Боброва в простодушных стариках» (СП. 1831. 9 февр).
Актер не понравился в роли Рипляра («Воспитанник любви, или Как он переменился») тем, что «походил более на какого-то неповоротливого провинциала, нежели на старого парижского танцмейстера». По мнению критика, Рязанцев проигрывал в этой роли французскому актеру Верне, исполнявшему ее «в совершенстве» (ЛПРИ. 1831. 3 июня. С. 343).
Другие роли: Антонио («Свадьба Фигаро»), Дандини («Сандрильона»), Рубцов («Сват невпопад»), Лафлер («Любовь и случай»), Тороп («Илья-богатырь»), Лапьер («Пятнадцать лет в Париже, или Не все друзья одинаковы»), Виктор («Воздушные замки»), Сальдорф («Дипломат»), Гасан («Три дела, или Евфратский пеликан»), Гаспар («Обман в пользу любви»), Валентин («Урок старикам»), Колков («Актер и музыкант, или Любовь всему научит»). Блистательно начавшаяся сценическая карьера актера была недолгой. Он умер в молодом возрасте от холеры.
Лит.: РБС; ТЭ; Пружанский; Вольф, 1. С. 18, 21–25, 27, 31; Мундт Н. Биография Василья Ивановича Рязанцева // Репертуар русского театра. 1840. Т. 1. Кн. 1. С. 1–4; Василий Иванович Рязанцев — рус. комик // «Пантеон». 1840. Ч. 4. Кн 10. С. 40–46; Зотов. С. 72, 87, 97, 111; Каратыгин (ук.); Михайловский В. Актер В. И. Рязанцев: По поводу столетней годовщины со дня рождения // ЕИТ. 1899/1900. Прил. 2. С. 18–28; Владимирова, Кулиш (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3735, 3981, 4278.
Майданова, М. Рязанцев В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 614-615.
Читать далее