Урожденная Пожарская.
Воспитывалась в петербургской Театральной школе; в 1791 числилась среди «учениц», обучающихся «танцевать» (АДИТ. Отд. II. С. 395); в 1795 она находилась на «казенном содержании» и обучалась пению у Сапиенци (Там же. С. 443). В 1798 «состояла под смотрением у мастерицы Катерины Вакариевой» (вышивавшей костюмы для придворного театра и изготовлявшей цветы и гирлянды для спектаклей). 24 янв. 1798 определено: «воспитанницу Пелагею Пожарскую, которая по согласию идет в замужество за актера Рыкалова, выпустить и причислить ее с прочими в список Российской труппы» с 1 февраля с окладом 200 руб. в год (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 46. Л. 58).
Рыкалова занимала амплуа служанок, с возрастом перешла на роли комических старух. С января 1818 уволена на пенсион: «по не имению в ней Дирекции более надобности, она бы токмо понапрасну получала жалованье» (Там же. Оп. 1. Д. 1572. Л. 2–3).
Известные роли: Арсиноя («Мизантроп, или Нелюдим», кон. 1790- х), Марина, служанка Всемилы («Следствия невинной лжи», 1800), Соретта, любовница Фолета, сестра Ацема («Американцы», 1800), Лизетта, горничная девушка Надеждина («Боязливый, или Домовыми изувеченный», 1800), Нириса, сестра Лесты («Русалка», ч. 1, 1803).
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский; Арапов. С. 163, 203; Сиротинин А.Н. Артистическая семья: К истории русского театра // Рус. архив. 1887. Т. 2. Кн. 7. С. 380.
Старикова, Л. Рыкалова П.Т. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 613.
Читать далее