Сын «афишера» театральной дирекции (содержателя типографии, где печатались афиши). Рыкалов играл сначала в Туле в Наместническом театре. С 1 июля 1793 принят в Петербургский театр в российскую труппу с обязательством «играть по драматическому театру благородных и комических стариков, также различные карактерные побочные роли, кои по пьесам нужными окажутся, и петь в операх в таких лицах, кои по голосу его способны будут» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3. Л. 84).
Первые годы Рыкалов не имел особенного успеха, и 1 ноября 1794 ему объявили, «что по прошествии шести месяцев от службы будет уволен» (Там же. Л. 121). Однако Рыкалов остался в труппе и, перейдя окончательно на комические роли, стал знаменитым актером, завоевав репутацию «первого комика XIX века». Рыкалов имел выгодную для сцены внешность: «довольно большого роста… глаза большие, на выкате, физиономия подвижная и умная» (Жихарев. С. 400).
Особенно славился он в мольеровских ролях; среди них лучшие: Жеронт в «Скапиновых обманах» (1805) и Журден в «Мещанине во дворянстве» (1801), исполнение которых даже французские актеры признавали у Рыкалова «совершенством», считая его одним из лучших в Европе актеров для данных характеров (см.: Жихарев. С. 578).
С 1796 Рыкалов обучал в Театральной школе воспитанников «российской грамоте, читать и писать» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2. Л. 187; АДИТ. Отд. II. С. 454). 23 июня 1800 Рыкалова назначили «режиссером» Российской труппы (Там же. С. 621).
Был женат на актрисе П.Т. Рыкаловой, урожденной Пожарской, вместе с которой явился родоначальником артистической династии.
Известные роли: Рейнгард («Только шесть блюд», 1800), Филинт («Мизантроп, или Нелюдим», 1794), полковой лекарь («Адъютант», сер. 1790-х), Горгиб, мещанин («Жеманные щеголихи», 1790-е), Радей («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай», 1795), Старовек («Смелость и любовь», 1799), Строгин («Боязливый, или Домовыми изувеченный», 1800), Либрехт («Лейб-кучер»,1800), купец Доброн старший («Следствия невинной лжи», 1800), Славомысл («Русалка», ч. 1, 1803; ч. 2, 1804; ч. 3, 1805), Процентин, ростовщик («Отец по случаю»,1805), Обиралов, содержатель постоялого двора («Черный человек», 1805), Томас, управитель лорда Атони («Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», 1805), Альдобрадини, врач и наперсник герцога («Волшебница Сидония», 1805), Сумбуров («Модная лавка», 1806), Дюпре, бывший банкир («Редкая честность», 1806), сержант, хромой тюремщик («Военная тюрьма, или Три арестанта», 1807).
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Арапов. С. 105, 132, 135, 141, 143, 162, 163, 165, 174, 183, 185, 192, 193, 200, 204, 205, 254, 264; Сиротинин А. Н. Артистическая семья: К истории рус. театра // Рус. архив. 1887. Т. 2. Кн. 7. С. 383–384; Владимирова, Кулиш (ук.).
Старикова, Л. Рыкалов В.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 612-613.
Читать далее