Персоналии
Рославский (Шицовский-Рославский) Пётр Петрович, артист
Рославский (Шицовский-Рославский) Пётр Петрович, артист
Персоналия
Рославский (Шицовский-Рославский) Пётр Петрович
Годы жизни
1803 (?) - 24.05(05.06).1858, похоронен на Волковском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
1831 — 1834, 1834 — 1837, 1848 — 1854
Биография
Настоящая фамилия Шицовский. Бывший младший помощник столоначальника департамента мануфактур и внутренней торговли в Министерстве финансов, «за усердную службу» пожалованный в титулярные советники (1830), в апр. 1831 по личному прошению и «сделанным испытаниям» был зачислен в драматическую труппу «с лишением чинов на время служения его в актерском звании» и разрешением «именоваться впредь по сцене Рославским» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 5268. Л. 2, 3, 7, 27). После дебютов в ролях Посошкова («Благородный театр»), Четкина («Фарисеев, или Лицемер») и Кривосудова («Ябеда») критики сошлись во мнении, что комедия приобрела «артиста с талантом, человека образованного, посвятившего себя театру… по сознанию в себе сценического дарования» (СП. 1831. 8 мая). М. б., именно высокое самосознание заставило Рославского уже в окт. 1833 просить, почти требовать «значительную» роль Гарпагона и соответствующую прибавку жалования, что сразу выдвинуло бы его в разряд первых артистов. В «Скупом» Рославский в конце концов сыграл — повара и кучера Жака, но после демонстративной отставки и покаянного возвращения на гораздо худших условиях. Перевод в московский Малый театр, которого Рославский добился в 1837, его проблемы не решил. Показательно мнение В.Г. Белинского: «По болезни Никифорова роль Книпера [«Первое представление „Мельника, колдуна, обманщика и свата“»] играл Рославский и играл ее со старинными кривляниями и самыми плоскими фарсами. Это одна из тех посредственностей, которых французы называют utilitès, но которые свирепо портят себя неуместными притязаниями на гениальность» (ЛПРИ. 1839. 4 нояб. С. 358). В своем амплуа комического отца Рославский использовался по преимуществу как дублер, хотя, например, роль Городничего, даже «после Щепкина», была признана его несомненной удачей (см.: Галатея. 1839. № 15. С. 510–511). Ровно через 10 лет, в 1849, и Белинский нашел случай «заметить хорошее в игре актера, не пользующегося авторитетом»: «Рославский весьма редко появляется на сцене и всегда в ролях ничтожных, но нет никакого сомнения, что у него есть талант» (Современник. 1849. Т. 18. С. 144). Правда, произошло это уже в Петербурге, куда Рославский вынужден был вернуться по семейным обстоятельствам. Только в 1850 в репертуаре Театра-цирка Рославскому удалось наконец занять положение одного из «главных сюжетов» и «первого комика» (Вольф, 1. С. 146). Тогда же осуществилась его давнишняя мечта — в свой бенефис он вышел на сцену героем Мольера (Сганарель, «Хоть тресни, а женись»). Афишу этого спектакля дополняли два сочиненных бенефициантом водевиля: «Магнетические факты, или Женщина — лучший магнетизер» и «Торжество истинной любви, или Старый друг лучше новых двух». В конце 1854 года Рославский, по выслуге пенсии и двух «благодарственных» лет за нее, получил отставку. Лит.: Вольф, 1. С. 28, 143, 147; Кони Ф. А. Театр. летопись // «Пантеон». 1850. Т. 4. Кн. 7. С. 5–8. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 5268, 11686. Цимбалова, С. Рославский П.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 604-605.
Cпектакли
"Ябеда", 1826 (Кривосудов ( дебют, 1831 г.))
"Благородный театр", 1829 (Посошков ( дебют, 1831 г.))
"Фарисеев, или Лицемер", 1831 (Четкин ( дебют))
"Скупой", 1832 (Повар, кучер Жак ( 1834))
"Ревизор", 1836 (Иван Кузьмич Шпекин, Почтмейстер)
Показать все (6)