Вернуться
Рамазанов Александр Николаевич, артист
Рамазанов Александр Николаевич, артист
Персоналия
Рамазанов Александр Николаевич
Годы жизни
1792 - 23.06.(05.07).1828, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Воспитанник петербургского императорского Театрального училища. Ученик Я.С. Воробьева. Выступал еще воспитанником (с 1810). По окончании училища в течение года выступал в Молодой труппе на сцене Кушелевского театра. Занимал амплуа слуг, играл в операх, комедиях и водевилях. Жена — актриса АТ А.И. Размазанова (Вальберхова). «…Рамазанов — прекрасный комик и амплуа ливреи», — вспоминал Р.М. Зотов (Зотов. С. 52). Талант актера был многогранен. «В „Козаке-стихотворце“, в „Встрече незваных“, в „Марфе и Угаре“ и, наконец, в „Ломоносове“, кажется, видишь четырех актеров». «В игре видна какая-то милая веселость юношеских лет и добродушие, которыми он пленяет всех зрителей» (СО. 1815. Ч. 19. № 3. С. 123. — Д. Барков). Выступал в роли Угара в комедии «Марфа и Угар, или Лакейская война» вместе с блестящей исполнительницей ролей служанок А.Е. Асенковой, и благодаря их дуэту пьеса имела большой успех. Рамазанов изображал барина и парня украинца, демонстрируя при этом гибкость техники и мастерство внешнего перевоплощения. «Живость, проворство, лукавство представляемого лица делают его отличным актером» (СО. 1820. Ч. 65. № 41. С. 11. — В. Соц). По мнению современников, его наиболее удачные роли — Фигаро («Фигарова женитьба»), Криспин («Шалости влюбленных») и слуга в комедии «Школа женщин». «Он исполнял эти роли, в особенности роль Фигаро, согласно старинным традициям французского театра, и притом его игра была проникнута веселостью» (Вольф, 1. С. 8). Также «хорош» был Рамазанов в ролях простака Блезо («Сорока-воровка, или Палезосская служанка») и франта Блестова («Притворная неверность»). Рамазанов был прекрасным водевильным актером: Брант («Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра»), Шумский («Актер на родине, или Прерванная свадьба»), журналист Грифьяк («Феникс, или Утро журналиста»), Ипат («Путешественники в дилижансах»), Суфле («Секретарь и повар»). Также актер принимал участие в дивертисментах, исполнял русскую пляску. По свидетельству современников, никто не имел такой чисто русской «плясовой ухватки». Рамазанов обучал танцам воспитанников Театрального училища. Другие роли: Флеров («Живые картины, или Наше дурно, чужое хорошо»), Ипат («Нетерпеливый»), Дюпре («Любовь и рассудок»), Виктор («Воздушные замки»), Дринк («Бронзовая голова, или Уединенная хижина»), Бирюлькин («Своя семья, или Замужняя невеста»), Семен («Урок дочкам»). Лит: Брокгауз; РБС; Пружанский; Арапов. С. 215, 226, 231–233, 235, 236, 239, 248–250, 252, 255, 262, 263, 267, 274, 276–279, 282, 293, 298, 303, 305, 306, 308, 315, 317, 320, 325, 326, 329, 330, 332, 333, 340–342, 347, 353, 354, 356, 361, 362, 372, 373, 378, 384; Вольф, 1. С. 7, 19; Некр.: СП. 1828. 7 июля; Гроссман Л. Пушкин в театр. креслах: Картины рус. сцены 1817–1820 гг. СПб., 2005 (ук). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 7188; Д. 2412. Майданова, М. Рамазанов А.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 587.
Cпектакли
"Воздушные замки", 1813 (Виктор)
"Марфа и Угар, или Лакейская война", 1814 (Угар)
"Крестьяне, или Встреча незваных", 1814 (Ваня, кочегар Дребедни)
"Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", 1814 (Михель)
"Игра любви и случая", 1815 (Егор, слуга Эраста)
Показать все (36)