Родился в семье священнослужителя; обучался в Ростовской духовной семинарии, окончив которую в конце 1751 был прислан вместе с И.А. Дмитревским «для определения» на службу в Ярославскую Провинциальную канцелярию (Ф.Г. Волков. С. 86). В эти годы участвовал в Ярославле в любительских спектаклях труппы «охотников» п/р Ф.Г. Волкова. В январе 1752 вызван с Волковской труппой в Петербург (Там же. С. 84–87), где был оставлен в числе 4-х лучших исполнителей и в мае 1752 вместе с Дмитревским отдан в Кадетский шляхетный корпус на обучение, в т. ч. «тражедии», у А.П. Сумарокова (Там же. С. 90–91, 99–100).
В 1756 после учреждения «Русского для представления трагедий и комедий театра» Попов вошел в его труппу и стал одним из ведущих актеров. Играл «великолепно» роли первых любовников в комедиях (Штелин. С. 602); в драмах и трагедиях — вторых любовников; особенно славился в ролях вертопрахов, лучшая из них — Злорадов в комедии «Мот, любовью исправленный» В.И. Лукина (1765), которую автор писал в расчете на «способности» Попова. (Сочинения и пер. В.И. Лукина и Б.Е. Ельчанинова. СПб., 1765. С. 6).
В февр. 1767 был послан вместе с драматургом Лукиным «в чужие края» (во Францию), где пробыл около года (АВПРИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 221. Л. 198; Там же. Оп. 6. Д. 5754. Л. 13 об.). С конца 1770-х преподавал декламацию театральным ученикам. С 1 декабря 1783 был уволен «за дряхлостью» на пенсион (АДИТ. Отд. II. С. 150; Отд. I. С. 36), но продолжал выступать и преподавать в школе «актерскую декламацию» (Там же. С. 75, 77); окончательно уволен 19 декабря 1787 с пенсионом в 700 руб. (АДИТ. Отд. II. С. 346).
Известные роли: Европеец («Прибежище добродетели», 1759), кавалер Менехм («Менехмы, или Близнецы»), Эраст («Ревнивый, из заблуждения выведенный», 1764), Добронравов («Пустомеля», 1765), Стукеллий («Беверлей», 1772), Михей («Лжеученый», 1790).
Лит.: РБС; ТЭ;.
Старикова, Л. Попов А.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 571.
Читать далее