Персоналии
Пономарёв Александр Ефимович, артист
Пономарёв Александр Ефимович, артист
Персоналия
Пономарёв Александр Ефимович
Годы жизни
1765, Москва (?) - 17(29).09.1831, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Происходил «из московских мещан» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 770. Л. 51; Д. 1466. Л. 28). По словам самого Пономарёва, он на сцене с 1780; по некоторым источникам, играл в провинции (РБС. С. 501). На сцене Московского публичного театра примерно с 1794 (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1466. Л. 4), где заявил о себе, как «хороший комический актер на роли интриганов, веселых слуг и управляющих» (ЕИТ. 1915. Вып. 1. С. 16. — И. Рихтер). Среди лучших ролей этих лет «лукавый сбитенщик» Степан в комической опере «Сбитенщик» Я.Б. Княжнина (1799) и Тито — «Редкая вещь» (Cosa rara) Л. Да Понте (1799). 7 марта 1801 Пономарёва приняли на Петербургскую придворную сцену в русскую труппу «на роли первых слуг, мужиков, не только в драмах и комедиях, но и в операх» с окладом 1200 руб. в год (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 47. Л. 220; АДИТ. Отд. I. С. 121; Отд. II. С. 652). C годами репертуар Пономарёва значительно пополнился новыми ролями и типами героев: простаков, комических стариков и разнообразнейших слуг — «слуга-простофиля, слуга-провор, богач-скряга, богач-дурак, деревенский хват… и прочие» (Аглая. 1810. Ч. 12. Нояб. С. 60–61. — N. N.), и он появлялся перед зрителем каждый раз в новом обличье: «то записной подьячий, то скряга, то плут-слуга» (Жихарев. С. 382) — и во всех этих ролях играл «с удивительным успехом». И.А. Дмитревский говорил, что Пономерёв - «грим (т. е. исполнитель ролей, осн. на внешнем перевоплощении. — Л. С.) необыкновенный, потому что не карикатура, но естествен и отлично понимает свои роли» (Жихарев. С. 311). Среди них особо отмечали роль стряпчего Клима Гавриловича в драме «Великодушие, или Рекрутский набор» Н.И. Ильина (1803): «ухватки, разговор, ужимка, все изображает настоящего уездного крючкотворца» (Сев. вест. 1804. Ч. 1. № 1. С. 83. — Н.И. Гнедич), при этом Пономарёв создавал «фигуру знакомую только в России и необычайно типичную» (цит. по: Гозенпуд. С. 328). Пономарёв во многом содействовал успеху комических волшебных опер: «Князь-невидимка» (1805) — роль Цымбалды, «Илья-богатырь» (1806) — роль Седыря, «Русалка», ч. 3 (1805) и ч. 4 (1807) — роль Кифара. Во всех них Пономарёв был «уморителен», составляя веселый комический дуэт с Я.С. Воробьевым. Особый талант Пономарёв проявлял в небольших ролях, как, например, деревенский слуга Антропка в «Модной лавке» Крылова (1806). «Дайте роль Антропки другому актеру — она выйдет бесцветна и незаметна», а Пономарёв — «непостижимо, как мастерски отделал он эту почти ничтожную роль Антропки. Что за физиономия, какая фигура! какие ухватки! какая походка и какой разговор!» (Жихарев. С. 549). Пономарёва часто сравнивали с прославленным французским комиком Превилем по умению ювелирно отделать самую маленькую и незначительную роль. 8 янв. 1819 Пономарёв уволился на пенсион, но окончательно оставил сцену 1 дек. 1828 (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1466. Л. 28). Другие известные роли: в Москве — Иван, слуга («Любовник-грубиян», 1794), Иван, слуга генерала («Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения», 1794), Влас, грубый крестьянин («Куз нец-лекарь», 1796), Лукаша, сын господ Нелеповых («Раздраженный муж, или Приезжие из Украйны», 1797), страженачальник польский («Освобожденная Москва», 1798), Клас, слуга («Бедность и благородство души», 1798); в Петербурге — Кулисин, драматический сочинитель («Черный человек», 1805), Провор, слуга Ветрона («Отец по случаю»,1805), Егор, слуга графский, выдающий себя за стряпчего («Любовная почта, 1806), Франциск, обманщик («Обвороженный пояс», 1816). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский; Арапов. С. 143, 163, 165, 170, 175, 176, 179, 184, 185, 192, 196, 200, 205, 228, 249, 252, 256, 266, 268, 281, 303, 306, 327, 330, 333, 339, 372; Жихарев (ук.); Гозенпуд (ук.); Владимирова, Кулиш (ук.). Старикова, Л. Пономарёв А.Е. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 569.