Вернуться
Плавильщиков Пётр Алексеевич, актер, театральный педагог, драматург
Плавильщиков Пётр Алексеевич, актер, театральный педагог, драматург
Персоналия
Плавильщиков Пётр Алексеевич
Годы жизни
27.03 (04.04).1760, Москва - 18(30).10.1812, с. Ханеево Бежецкого у. Тверской губ.
Вид деятельности
Актер, театральный педагог, драматург
Период работы в театре
Биография
Родился в известной московской купеческой семье, в 1768 поступил в гимназию Московского университета; в 1776 перешел в студенты и примерно с 1777 участвовал в любительских спектаклях университетского театра. Окончив учебу, поступил с 8 мая 1779 на петербургскую императорскую сцену (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1054. Л. 1 об.; АДИТ. Отд. II. С. 315) актером «на первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах». Плавильщиков обладал «привлекательной» и вместе с тем «мужественной» наружностью; имел «светлый и благозвучный», но достаточно сильный голос. Игра Плавильщикова отличалась в трагедиях повышенной эмоциональностью: «Некоторые стихи… произносил он с излишним воодушевлением, чтоб не сказать горячностью» (Жихарев. С. 587); иногда в самых сильных сценах Плавильщиков терял «равновесие в игре своей», и его герои часто впадали «в буйственное негодование» (Ж-л драм. 1811. Ч. 1. № 4. С. 298–299. — М.Н. Макаров). Текст произносил он «мастерски», а «физиономия его свободно и естественно выражала все страсти и ощущения души, кроме радости и удовольствия, которых она никогда выразить не могла» (Жихарев. С. 585). В комедиях и драмах Плавильщиков, когда «сбрасывал тогу», становился «человеком» (т. е. естественным) («Пантеон». 1840. Т. 1. № 2. С. 95. — Ф. Кони). В 1787 Плавильщикова назначили инспектором Российской труппы (после ухода И.А. Дмитревского с этой должности), в 1788 Плавильщикову прибавили к его годовому окладу в 900 руб. за «инспекторскую должность» 300 руб. (АДИТ. Отд. II. С. 352); он состоял в ней до своего увольнения с петербургской сцены (АДИТ. Отд. II. С. 387). С 1 июля 1793 Плавильщикова «по желанию его от службы театральной Дирекции» уволили (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3. Л. 75; Оп. 1. Д. 1054. Л. 1 об. —2; АДИТ. Отд. I. С. 88). Плавильщиков вернулся в Москву и поступил в труппу Петровского театра Медокса, где занимал первые роли. В октябре 1812 Плавильщикову определили пенсион, которого он получить уже не успел: спасаясь из захваченной Наполеоном Москвы, где сгорел его дом и все имущество, умер в сельце Ханееве. Вдове Плавильщикова с малолетними детьми «пожаловали» половину его пенсиона (РГИА. Ф. 468. Оп. 33, Д. 439. Л. 2). Плавильщиков сочинял трагедии и комедии, за постановку которых на петербургской сцене получал особое вознаграждение (см.: АДИТ. Отд. I. С. 27, 30, 56, 59, 75, 81; Отд. II. С. 354, 401); трагедии — «Тахмас-Кулыхан» (1785), «Всеслав», изд. в 1816 под назв. «Рюрик» (1791), «Ермак, покоритель Сибири» (1803); комедии — «Мельник и сбитенщик — соперники», «Бобыль» (1790). Издавал журналы: Еженед. «Утра» 1782); «Зритель» и «Петербургский Меркурий» (1792) совместно с А.И. Клушиным, И.А. Дмитревским и И.А. Крыловым. Известные роли: в Петербурге — Правдин («Недоросль», 1782), Росслав («Росслав», 1784), Ярб («Дидона», 1784), Секст («Титово милосердие», 1785), Честон («Преступник от игры, или Братом проданная сестра», 1788), Владисан («Владисан», 1789), Альцест («Мизантроп», 1789), Оскольд («Семира», 1791), Пигмалион («Пигмалион» Ж.-Ж. Руссо, 1791), Клешнин-дядя («Школа злословия», 1793); в Москве — Клердон («Безбожный», 1793), Добросердов («Отец семейства»), Мейнау («Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения», 1794), Тит («Титово милосердие», 1794), пастор Ерман («Сын любви», 1795), князь Пожарский («Освобожденная Москва», 1798), граф Знатов («Раздраженный муж, или Приезжие из Украйны», 1797), граф Д’Олборн («Трактир, или Обличенное злоумышление», 1800), Беверлей («Беверлей», 1802), Зопир («Магомет», 1802), Ермак («Ермак, покоритель Сибири», 1804), Бот («Бот, или Аглинской купец», 1804), Эдип («Эдип в Афинах», 1805), Крутосерд («Влюбленный нелюдим», 1805), Досажаев («Школа злословия», 1806). Соч.: Сочинения: В 4 ч. СПб., 1816; Собрание драматических сочинений. СПб., 2002. Лит: Брокгауз; РБС; КЛЭ; ТЭ; СРП XVIII; Арапов. С. 100, 106, 115, 123, 130, 131, 166; Победоносцев П.В. Восп. о Петре Алексеевиче Плавильщикове // Новый пантеон отеч. и иностр. словесности. 1819. № 4. С. 152–208; Кулакова Л.И. П.А. Плавильщиков. М.; Л., 1952; Владимирова, Кулиш (ук.). Старикова, Л. Плавильщиков П.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 560.
Cпектакли
"Недоросль", 1782 (Правдин)
"Росслав", 1784 (Росслав)
"Дидона", 1785 (?) (Ярб)
"Титово милосердие", 1785 (?) (Секст)
"Преступник от игры, или Братом проданная сестра", 1788 (Честон)
Показать все (12)