Вернуться
Пальников Александр Матвеевич, артист
Пальников Александр Матвеевич, артист
Персоналия
Пальников Александр Матвеевич
Годы жизни
1786, Санкт-Петербург - 6(18).07.1840, Санкт-Петербург, похоронен на Волковском Воскресенском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Воспитанник петербургского императорского Театрального училища. Некоторое время выступал на сцене Кушелевского театра в составе Молодой труппы. В авг. 1809 зачислен в труппу императорского театра. Играл крестьян и слуг в комедиях и водевилях. Одна из наиболее удачных его ролей — писарь Грицко («Козак-стихотворец»). «Характер пронырливого, двуязычного и пресмыкающегося писаря обдумал и постиг он так верно, что не упустил ни малейшего оттенка оного». Современников привлекало умение Пальникова играть «во время молчания» (Русский инвалид. 1815. 23 янв. С. 26). «Каждое слово того, с кем он говорит, отражается на его лице, которое находится в беспрестанном движении. Мысли и затеи, которые родятся в нем при услышании того или иного другого слова, выражаются красноречиво в движениях его и минах» (Там же). Но иногда актеру не хватало последовательности и умения до конца выдержать рисунок роли. В отзыве на сп. «Крестьяне, или Встреча незваных» отмечалось: «Нам показалось, что комическая роль винокура, которую играл г-н Пальников, не везде одинаково была выдержана» (Рус. инвалид. 1815. 20 янв. С. 22. — К.). Пальников отличался танцевальными способностями, поэтому часто выступал в дивертисментах и интермедиях, где исполнял русские и цыганские пляски, а также вставные танцевальные номера в спектаклях. В 1820–1830-х часто давался дивертисмент «Цыганский табор», где Пальников плясал по-цыгански. «Не смею, однако ж, забыть Пальникова и благодарю его за прекрасную новую цыганскую пляску», — писал критик («Благ.». 1822. Ч. 17. № 3. С. 108. — А. Курганов). Другие роли: крестьянин, плясун («Ричард Львиное сердце»), Гастано, слуга («Монтенерский замок»), Трошка («Именины Транжирина, или Сюрприз самому себе»), Анкудин («Мельник, колдун, обманщик и сват»), Сидорка («Урок дочкам»), Оргонт («Криспин, соперник своего господина»), Ермилкин («Пурсоньяк Фалалей Скотинин, или Рохус Пумперникель в новом виде»), Радбын («Ябеда»). Лит.: Арапов. С. 215, 233, 364; Петровская, Сомина (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1846. Майданова, М. Пальников А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 533-534.