Персоналии
Никитин Павел Александрович, артист, антрепренер
Никитин Павел Александрович, артист, антрепренер
Персоналия
Никитин Павел Александрович
Годы жизни
12(24).01.1836, Санкт-Петербург - 03(15).07.1880, Ялта
Вид деятельности
Артист, антрепренер
Период работы в театре
1854, 1863, 1872
Биография
Сын лейб-кучера императора Николая I. Первая жена — актриса АТ Е.А. Фабианская, вторая — сестра актера АТ И.И. Монахова Елизавета Ивановна. Учился в Петербургском Владимирском уездном училище, с 1847 — в петербургском императорском Театральном училище. После дебютов в ролях Чацкого и Глинского в «Житейской школе» был выпущен из училища со званием артиста императорских петербургских театров и командирован дирекцией в Тифлис «для усовершенствования в театральном искусстве» в труппу Яблочкина, где благодаря изяществу манер, веселости и юмору быстро завоевал успех у публики. В 1854 дебютировал на сцене АТ в пьесе «Покойник муж и вдова его», но из-за того, что второй дебют оттягивался, не дождавшись его, уехал в Харьковский театр. В 1856 переехал в Киев, где служил как актер и режиссер в оперной и драматической труппах. В 1850-х выступал на первых ролях (в ролях молодых любовников и в водевильных ролях) в крупнейших провинциальных городах — в театрах Одессы, Николаева и других городов юга России и получил широкую известность у провинциального зрителя. В янв. 1863 снова дебютировал в АТ в комедии «Домашняя история» и в водевиле «Еще комедия с дядюшкой, или Водевиль с племянником» и имел успех, несмотря на некоторую «угловатость манер» (СО. 1863. 12 янв. С. 83. — М. И.). Выступив в роли Чацкого, был отмечен критикой как один из лучших его исполнителей (Голос. 1963. 30 янв. С. 103), хотя в этой роли отразились «мелодраматические замашки» актера и обнаружилась получившая позднее развитие в его концертных выступлениях склонность к декламации стихов (Нар. богатство. 1863. 8 сент.). Несмотря на предложение дирекции императорских театров остаться на казенной сцене, Никитин, покинув Петербург, вернулся в провинцию. С 1868 занимался антрепренерской деятельностью (в 1868 — в Харькове, в 1869 — в Саратове). В сент. 1872 в АТ состоялся новый дебют Никитина в роли Чацкого, но на этот раз выбор роли был признан неудачным, отмечали, что «Никитин стар для Чацкого и юношеский задор не идет к его солидности» (ПЛ. 1872. 24 сент. С. 2. — А.А. Соколов). Не получив второго дебюта, Никитин покинул Петербург и уехал в провинцию. В 1870-х гастролировал по югу России (Одесса, Киев, Житомир, Симферополь и др.). Не удовлетворенный репертуаром драматической сцены, Никитин, обладавший сильным и звучным голосом, музыкальной манерой чтения и выразительной мимикой, обратился к концертной деятельности, в которой проявил себя как родоначальник и распространитель в России профессии актера-чтеца. Выступал как популяризатор поэзии Н.А. Некрасова, читал со сцены произведения А.К. Толстого, Д.Д. Минаева, Г.Н. Жулева и др. Имел большой репертуар в несколько сотен ролей, в т. ч.: Фамусов, Хлестаков и Городничий, король Лир, Несчастливцев, Любим Торцов, царь Иван Васильевич Грозный («Василиса Мелентьева»), Кин («Кин, или Гений и беспутство»), Бочаров («Жертва за жертву»), Ананий («Горькая судьбина»), Краснов («Грех да беда на кого не живет») и др. Лит.: Лит. альбом для публичных чтений известного чтеца и артиста императорских Санкт-Петербургских театров П.А. Никитина с его биографией и портретом: В 2 ч. СПб., 1881; Лихачев В. Из театральных воспоминаний: Никитин // ТиИ. 1908. № 51. С. 915–916; Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962 (ук.); Кузнецов В.М. Из прошлого рус. эстрады. М., 1958. С. 130–134; «Горе от ума» на рус. и сов. сцене. М., 1987 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 23082. Галанина, Ю. Никитин П.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 505.