Вернуться
Миронова Валентина Алексеевна, артистка
Миронова Валентина Алексеевна, артистка
Персоналия
Миронова Валентина Алексеевна
Годы жизни
21.01(02.02).1873, Санкт-Петербург - 21.04.1919, Петроград, похоронена на Никольском кладб. Александро-Невской лавры.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1892 — 31.08.1897
Биография
Училась в петербургской Мариинской гимназии. В 1892 окончила Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс Н.С. Васильевой). Основные роли в АТ: Татьяна Даниловна («Грех да беда на кого не живет»), Марья Антоновна («Ревизор»), Лиза («Бедность не порок»), Маша («Гони любовь хоть в дверь»), Симочка («Тайна»), Лизавета Ивановна («В чужом пиру похмелье»), Акулина («Власть тьмы»). Занимала амплуа «кокет» и «гранд-кокет», выступала и в ролях «героинь», отличалась изяществом пластики, прекрасной дикцией и певучим грудным голосом. Покинув АТ, вошла в труппу Театра Корша, бенефис Мироновой на этой сцене в роли Евгении Мироновны («На бойком месте») состоялся еще в ноябре 1896. С 1901 служила в петербургском Театре Литературно-художественного общества: заменила Л.Б. Яворскую и до 1917 была ведущей актрисой Суворинского театра. Особенно успешно играла в современных пьесах: «Монна Ванна», «Заза», «Губернская Клеопатра», «Золотая Ева», — светских дам (на первый взгляд, — холодных, всегда обладавших внутренней силой). «Публика ходила „на Миронову“, устраивала ей овации. На венках писали: „Первой актрисе Петербурга“. В ее репертуаре — „роковые“, „демонические“ женщины, героини пьес из жизни света, в том числе с сатирической окраской, женщины благородной души „с прошлым“. Многие из таких ролей писались специально для Мироновой» (Петровская, Сомина. С. 202, 203). Среди ее ролей классического репертуара были Мария Стюарт и Катюша Маслова («Воскресение»). На игру Мироновой откликались ведущие критики и практики театра — Л.Я. Гуревич, Е.А. Зноско-Боровский, В.Н. Соловьев. Юбилейное, к 20-летию Суворинского театра, издание подтверждало, что театральные обозреватели единодушно отличают «как способность артистки давать „красивые и стильные переживания“, так и дар ее „возвышать и углублять“ намеченный автором образ, внося в него массу таких психологических черт и нюансов, которые и не предвосхищал драматург» (Двадцатилетие театра им. А.С. Суворина, 1895–1915. Пг., 1915. С. 74). Однако «дара полного перевоплощения» у Мироновой не было, что «резко подчеркивалось… в ролях героинь», прежде всего в постановках классики. Это вело к «повторениям»: варьировался, в сущности, «один тип — светской женщины того безвременья, которое вновь переживал… театр» (Бирюч. 1919. Сб. 1. С. 189). В 1918 актриса выступала в московском театре Эрмитаж. В 1919 готовилась к новому дебюту на сцене АТ, но он не состоялся: Миронова умерла от оспы. Другие роли в АТ: Надя («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), Даша («Проказы барышень на Черной речке»), Глаша («Хрущевские помещики»), Олинька («Брандмейстер»), Раиса («Выгодное предприятие»), Милочка («Дальше в лес, больше дров»), Улинька («Мертвые души»), Аннушка («На бойком месте»), Клариса («Нарцисс»), Марианна («Скупой»), 2-я и 3-я княжны («Горе от ума»), аркадский пастушок («Директор кукольного театра»), Глаша («Каширская старина»), Лиза («Модная лавка»), Марья Сергеевна («Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет»), Татьяна («Хворая»), Танюша («Параша Сибирячка»). Лит.: ССД; ТЭ; Петерб. ТУ. Драм. курсы // ЕИТ. 1891/92. С. 254–256; Совр. обозрение. С.-Петербург // Артист. 1892. № 23. С. 144; И.П. Хроника. Москва. Театр г. Корша // Театрал. 1896. № 92. С. 116; Скорбный листок. В.А. Миронова // Вест. театра. 1919. № 22. С. 8. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2076. Сбоева, С. Миронова В.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 474.