Персоналии
Марсель (Рыкалова) Елизавета Васильевна, артистка
Марсель (Рыкалова) Елизавета Васильевна, артистка
Персоналия
Марсель (Рыкалова) Елизавета Васильевна
Годы жизни
1806, Санкт-Петербург - 25.08(06.09).1850, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Дочь знаменитого комика В.Ф. Рыкалова. Муж Иван Францевич Марсель — танцовщик, режиссер балетной труппы. До 1825 играла на сцене под девичьей фамилией, затем под фамилией мужа. Окончила петербургское императорское Театральное училище (1823). Ученица А.А. Шаховского. Еще воспитанницей дебютировала на сцене в 1818 в бенефис учителя пения Бианки, выступив в комедии «Маскарад, или Удачное испытание». По выпуске из училища играла в Молодой труппе Кушелевского театра. В 1823 зачислена в труппу императорского театра на роли молодых любовниц в операх и водевилях. Обладала небольшим, но красивым и мелодичным голосом, с успехом исполняла мн. оперные партии, но главный успех имела в водевиле, играя простодушных наивных девушек. Обворожившая всех своим дарованием, она отличалась в ролях: Бабеты («Новая шалость»), Жоржеты («Бабушкины попугаи»), Розы («Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра»), Ленушки («Карантин»). В них она нравилась публике и критикам молодостью, привлекательной внешностью, веселой увлекательной игрой. Исполняя разные роли в пьесах Н.И. Хмельницкого, она в немалой степени способствовала и популярности драматурга. С течением времени ее известность стала падать, так как очарование молодости и юная непосредственность постепенно проходили, а с ними исчезал и тот восторг, который она вызывала у зрителей. Ей было тяжело видеть себя в водевиле на втором плане, и она вернулась в оперу, заняв некоторые роли Нимфодоры Семеновой. Лучшие роли этого периода: Аннета («Волшебный стрелок») и Роза-любовь в опере «Красная шапочка». С конца 1830-х ее имя уже не встречается в театральных отчетах. Др. роли: Лиза («Урок дочкам»), Паша («Деревня на берегах Волги, или Нежданный праздник»), Итурбиель («Гений Итурбиель»), Инесса («Посещение принца, или Воин и купец»), Жанета («Иоанна д’Арк, или Дева Орлеанская»), Бландина («Бельмонт и Констанса, или Похищение из сераля»), Гита («Подземелье замка Убальдо»), Лесфия («Притчи, или Эзоп у Ксанфа»), Услада («Сон Светланы»), Луиза («Невеста в двух лицах, или Графиня-пастушка»), Колинетта («Новый помещик»), Агнеса («Школа женщин»). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Пружанский, Арапов. С. 265, 279, 317, 319, 329, 334, 337, 338, 340–342, 344, 345, 353, 355, 356, 359, 362, 364, 368, 370, 371; Вольф, 1. С. 7, 10, 26, 32; Каратыгин (ук.); Сиротинин А.Н. Артистическая семья: К истории рус. театра // Рус. архив. 1887. Т. 2. Кн. 7. С. 381–383. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. № 2550. Майданова, М. Марсель (Рыкалова) Е.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 450.
Cпектакли
"Новая шалость, или Театральное сражение", 1822 (Бабета)
"Посещение принца, или Воин и купец", 1823 (Инесса)
"Сон Светланы", 1825 (Услада)
"Новый помещик", 1825 (Колинетта)
"Школа женщин", 1826 (Агнеса)
Показать все (13)