Вернуться
Максимов Александр Максимович, артист, режиссёр
Максимов Александр Максимович, артист, режиссёр
Персоналия
Максимов Александр Максимович
Годы жизни
1831, Орел - 16(29).08.1905, Москва
Вид деятельности
Артист, режиссёр
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Кочетков. Жена — Евдокия Васильевна Оберская, провинциальная актриса. Окончив четыре класса орловской гимназии, поступил на московские художественные курсы (моск. «Художественный класс»), которые покинул, перейдя на службу в рязанскую труппу Гумилевского. В 1849 поступил в труппу Ф.И. Азбукина. В 1877 был режиссером Московского артистического кружка. Служил в Театре Корша со времени основания в 1882. Играл в московской труппе М.В. Лентовского. В начале артистической карьеры выступал в амплуа простаков, затем героев-любовников, с годами перешел на роли комиков-резонеров. Под своей настоящей фамилией преподавал пение в Петербургской консерватории (до 1886). В АТ дебютировал в нояб. 1886 в роли Уриэля Акосты в одноименной пьесе К. Гуцкова. В этом выступлении наряду с «несомненными достоинствами» («уменье носить костюм, красивые жесты, отчетливая, хотя несколько однообразная дикция и приятный и звучный голос») было отмечено отсутствие «того душевного огня, который, прорываясь в известные моменты, придает жизненность изображаемому характеру» (НВ. 1886. 18 нояб. С. 3. — А.). В дек. 1886 Максимов выступил на сцене АТ в роли Холмина («Блуждающие огни»); при этом критика также отметила в его игре холодность, отсутствие «силы и мужественной энергии» (НВ. 1886. 4 дек. № 3868. С. 3. — А.). В 1887–1888 играл в драматической труппе в помещении петербургского Малого театра. С нояб. 1888 — в антрепризе И.П. Зазулина (1888–1893) в Панаевском театре. Летом 1898 — режиссер Одесского городского театра. В сент. – дек. 1898 — режиссер петербургского Русского драматического театра (дирекция А.В. Амфитеатрова) на Офицерской. Прослужил на сцене 55 лет. Играл в театрах Казани, Киева, Одессы, Харькова и других крупных провинциальных городов. Роли в провинциальных антрепризах: Жадов («Доходное место»), Роден («Вечный жид»). Соч.: Кое что о театре // Воронежский листок. 1863. 17 марта; Жидовка, или Казнь огнем. М., 1893; Орловский тигр и необыкновенное приключение. М., 1893; Балакирев. Шут прошлого столетия. М., 1895; Лесная поросль. СПб., 1897 (вольное продолжение комедии Островского «Лес»); Огнепоклонник. М., 1903 и др. Лит.: Замаскированный. В мире любителей // Суфлер. 1885. 31 янв. С. 4; Г. Э. Н-ъ. Виленские таблички // Театр. мирок. 1886. 9 авг. С. 3; Театр, музыка и искусство // БВед. 1890. 12 янв. С. 3; Андреев А.Н. Давние встречи. // Рус. архив. 1890. № 4. С. 539–544; Ветеран сцены: (По поводу полувекового юбилея А.М. Максимова // Новости сезона. 1897. 21 дек. С. 3; Хроника театра и искусства // ТиИ. 1898. № 27. С. 483; Кичеев П. Театр и музыка // Рус. слово. 1899. 8 авг. С. 3; Медведев П. М. Восп. Л., 1929 (ук.); Каратыгин (ук.); Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. М.; Л., 1962 (ук.); Петровская И. Театр и зритель провинц. России. 2-я пол. XIX в. Л., 1979 (ук.); Некр.: ТиИ. 1905. № 34. С. 537– 538; Лентовский М. А.М. Максимов // Рус. вед. 1905. 18 авг. С. 3. Арх.: ИРЛИ. Ф. 231. Д. 107 (письма к М.И. Писареву). Галанина, Ю. Максимов А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 439.