Персоналии
Лолла (Лола) Ольга Дмитриевна, артистка
Лолла (Лола) Ольга Дмитриевна, артистка
Персоналия
Лолла (Лола) Ольга Дмитриевна
Годы жизни
10(22).07.1860, Петербург - 15(27).05.1896, Ромны Полтавской губ., похоронена на городском кладб
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Гвоздикова. Дочь чиновника придворной конторы, коллежского советника Д.Г. Гвоздикова и Л.И. Гвоздиковой, изд. — ред. детского ж. «Росинки». В нач. 1870-х Лолла переехала вместе с матерью в Варшаву. Начала артистическую деятельность в Петербурге весной 1878 на благотворительных спектаклях, на летний сезон была приглашена в Ораниенбаум, а на зимний — в Ростов-на-Дону, затем в Новочеркасск. С неизменным успехом выступала на провинциальных сценах. Весной 1879 играла в Киеве и Одессе, следующий зимний сезон — в Харькове. С открытием Пушкинского театра А.А. Бренко ее пригласили в Москву. Лолла прежде стала более известна не в театральных, а в литературных кругах. Дебютировала на сцене АТ в ролях Нины («Откликнулось сердечко») и Верочки («Шутники»). О двух дебютах актрисы не преминула написать пресса: «В водевиле „Откликнулось сердечко“… дебютировала провинциальная актриса Лола в роли 17-летней простушки. Судить по одной роли о даровании было бы крайне опрометчиво. Пока можно заметить, что г-жа Лола обладает достаточною сценическою опытностью, внешней веселостью, качеством необходимым для амплуа ingénue, и несколько резкими манерами» (Голос. 1882. 27 апр. С. 3). Лолла прошла испытание и в драматургии Островского: «Что же касается г-жи Лола, то небольшое дарование ее всего ярче проявляется в ролях ingénue с комическим оттенком, так как главные достоинства ее игры — природная живость и веселость. В роли Верочки, в „Шутниках“ молодая артистка недостаточно грациозна и симпатична, вследствие чрезмерной резкости в передаче детской шаловливости младшей дочери Оброшенова; особенно сцена примирения с Гольцевым в третьем акте несомненно выиграла бы, если б артистка провела ее мягче» (Голос. 1882. 8 мая. С. 2). В труппу АТ Лолла была принята «на амплуа ingénue comique и субреток в водевилях» (ЖИ. 1919. 22 июля. С. 3), часто была занята в ролях с пением. Среди ролей: Юлия Липицкая («Сумасшедшая актриса, или Жених и хлороформ»), Катенька («Бедовая девушка»), Полинька («Новички в любви»), Аннета («Утка и стакан воды»), Зинаида Павловна («Полюбовный размен»), Евгения Александровна («Не всякому слуху верь»), Елена Степановна («Угнетенная невинность»), Вера Егоровна («Несчастье особого рода»), Флоретта («Взаимное обучение»), Верочка («Домашний шпион»), Александра Павловна («Она его ждет»), Ольга («Соль супружества»), Валентина («Легенда старого замка») и др. Неудовлетворенность репертуаром заставила Лоллу покинуть императорскую сцену. Лит.: Гнедич. С. 12, 14–16, 22, 23, 26, 28, 29; Некр.: ЕИТ. 1895/96. С. 501–502; Театрал. 1896. № 69. С. 41. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 245. Лопатин, А. Лолла (Лола) О.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 426.