Настоящая фамилия Вервициотти, носил ее до 1897 г.
Внебрачный сын князя П.И. Гагарина и О. Вервициотти. С 1858, после смерти родителей, жил в семье К.Н. Полтавцева, актера Малого театра, женатого на сводной сестре Ленского - Е.П. Макаровой, провинциальной актрисе. Получил домашнее образование. В 1865 под псевдонимом Ленский дебютировал во Владимире в роли слуги («Игра счастья»). С 1866 по 1868 занимал амплуа простака и комического старика в труппе Ф.К. Смолькова в Нижнем Новгороде. Сезон 1868/69 служил в труппе А.А. Рассказова, по его совету перешел на амплуа молодых любовников и впервые показал силу своего дарования. С 1869 по 1872 играл в Муроме, Самаре, Казани, Астрахани, Новочеркасске. В 1872 впервые выступил в Москве — в театре на Политехнической выставке, в роли Хлестакова. С 1872 по 1873 в Тифлисской антрепризе Ф.И. Надлера занимал уже первое положение. Летом 1873 гастролировал в московском Общедоступном театре п/р П.М. Медведева. Сезон 1873/74 вновь работал в Казани, здесь познакомился и сдружился с К.А. Варламовым; сезон 1874/75 — в Нижнем Новгороде; сезон 1875/76 — в Одессе. Весной 1876 Ленский дебютировал на сцене Малого театра, был принят в императорскую труппу и стал одним из премьеров. К основным ролям актера в Малом театре, сыгранным с 1876 по 1882, относились: Гамлет, Ричард III, Отелло, Бенедикт («Много шуму из ничего»), Петруччио («Укрощение строптивой»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Уриэль Акоста, Чацкий, Глумов, Дульчин («Последняя жертва»), Паратов, Великатов, Неклюжев («Наш друг Неклюжев»).
Летом 1880 и 1881, весной 1882 Ленский гастролировал в летних театрах петербургских пригородов — в Озерках, Павловске, Ораниенбауме. Играл Гамлета, Дона Жуана, Уриэля Акосту, Чацкого, Петруччио, Бенедикта, Паратова, Неклюжева, вызывая восхищение публики и огромный интерес критики. Главный режиссер АТ Ф.А. Федоров пригласил Ленского войти в петербургскую труппу. В АТ он служил менее 2-х лет, занял в нем «видное положение», однако «пребывание на Александринской сцене очень мало дало для развития актерского дарования Ленского и его художественных взглядов» (Зограф Н. Александр Павлович Ленский. М., 1955. С. 138). В Малом театре Ленский «как бы духовно слился с артистическими силами этой труппы», и они «стали тем самым источником, из которого ему всего удобнее, всего сподручнее почерпать условия для личного… вдохновления, а стало быть, и артистического успеха». В столице же у Ленского «из-под ног ускользнула надежная почва» (Новости дня. 1883. 6 дек. — П.И. Кичеев).
В АТ Ленский выступал в главных и вторых ролях: Бенедикт («Много шуму из ничего»), Костромин («Княжна Маня»), Паратов («Бесприданница»), Петруччио («Укрощение строптивой»), Дон Жуан («Каменный гость»), граф Альмавива («Севильский цирюльник»), Гибнер («Ревизор»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Шабров («Виноватая»), Милон («Недоросль»), Грубельников («Листья шелестят»), Камнев («Не ко двору»), капитан дон Альвар («Сумасшествие от любви»), Сарматов («Ошибки молодости»), Сюлливан, актер («Любовь и предрассудок»), Яго («Отелло»), Корольков («Когда б он знал»), барон Радислав («Трогирский воевода»), Ракитин («Месяц в деревне»), Суревич («Общество поощрения скуки»), Язон («Медея»), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста»), Мулин («Невольницы»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Виктор («Ликвидация»), Скворцов («Выгодное предприятие»), Медынов («Старое по-новому»), Поль («Старые счеты»), Муров («Без вины виноватые»).
Критика замечала только единичные успехи актера. Например, в сп. «Виноватая» создатель образа Шаброва Ленский показал «не фразера, читающего обличительные монологи, как обычно исполняли эту роль, но душевного человека, осуждающего и вместе с тем жалеющего робкую, забитую мужем-деспотом женщину. Ему удавалось раскрыть отзывчивость, человечность своего героя» (цит. по: Зограф Н. Александр Павлович Ленский. С. 139).
Увлек петербургского зрителя и мольеровский Дон Жуан, «хотя между ним и окружающими его чувствовалась разница: Ленский читал роль по-московски, в каком-то особенном тоне, с легкой певучестью», — полагал А.А. Плещеев. «Этот тон Ленского шел вразрез и с говором актеров Александринского театра, что отмечали не раз в печати. Все говорили на одинаковом хорошем русском языке, но речь Ленского отличалась от общей речи. У Федотовой, у Ермоловой читка мне всегда напоминала Ленского. Какая-то тягучая московская манера говорить, симпатичная, но чуждая нам, петербуржцам» (Плещеев. С. 85, 86).
В февр. 1884 Ленский вернулся в Москву. Годом позже критик дал ему следующую характеристику: «Талант и ум в этом артисте так тесно и неразрывно связаны, что трудно определить, что собственно в нем превышает. Тонкая отделка деталей, причудливая узорчатость, верное понимание характеров и большая или меньшая целость в воспроизведении их, — вот существенные признаки его игры. Картинность как нельзя более гармонирует с самою сущностью таланта артиста» (Суфлер. 1885. № 64. 5 сент. — Театрал). Среди лучших работ Ленского в 1884–1908: Фамусов («Горе от ума»), Муромский , Лыняев («Волки и овцы»), Муров и Дудукин («Без вины виноватые»), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), князь Дубецкий («Закат»), Столбцов («Новое дело»), Демурин («Цена жизни»).
С сезона 1894/95 выступал в Малом театре и как режиссер-постановщик. Уже в провинции Ленский приобрел «репутацию артиста-художника — не только потому, что рядом с огромным сценическим талантом обладал талантом рисования, но главным образом потому, что от первой до последней роли, какие… приходилось ему играть на сцене, он не только „исполнял“, но и создавал… Не повторялся в своих созданиях». В каждой постановке представал как «новый человек со всеми своими оригинальными чертами, манерами, голосом, походкой. Ленский был чужд в игре своей всякой ложной аффектации, чужд всякой неправде, как бы красива она ни казалась людям, пресыщенным чистыми радостями искусства» (ТиИ. 1908. № 42. С. 731, 732. — А. Кремлев).
Своими способностями и своим виденьем театра стремился поделиться с коллегами и молодежью. С 1888 преподавал на Драматических курсах московского императорского Театрального училища, был учителем В.Н. Пашенной, В.Н. Рыжовой, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Остужева, П.М. Садовского и многих других актеров. С 1895 Ленский выпускал со своими воспитанниками спектакли, был автором статей «Заметки о мимике и гриме», «Заметки актера» о технике и мастерстве. Выступил одним из организаторов Нового театра — филиала Большого и Малого театров, в 1898–1903 возглавлял драматическую труппу его молодых актеров. Осуществлял с ней постановки на материале высокопрофессиональной драматургии, добивался единства слагаемых сценического действия. Утверждал значимость режиссуры.
В 1900 был командирован в Германию для ознакомления с европейской театральной педагогикой и театральным делом. В 1907 стал главным режиссером Малого театра. На его сцене и в Новом театре показал 47 постановок. Незадолго до смерти из-за цензурных ограничений и невозможности отстоять в дирекции императорских театров собственную позицию Ленский оставил Малый театр.
Соч.: Александр Павлович Ленский. Ст. Письма. Записки. М., 1950.
Лит.: Брокгауз; ССД; ТЭ; Пружанский; Гнедич. С. 11, 12, 14–18, 20–23, 39; Амфитеатров А. Александр Павлович Ленский; Он же. Великий очарователь // Тризны: Сборник. М., 1909. С. 95–118; Михайловский В. Большой талант: Опыт характеристики А.П. Ленского // ЕИТ. 1910. Вып. 6. С. 85–106; Галерея сц. деятелей. Т. 1. М., 1915. С. 32–44, 95–96; Малый театр: В 2 т. М., 1978. Т. 1 (ук.); Пажитнов Л. Александр Павлович Ленский. М., 1988.
Сбоева, С. Ленский А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 413-414.
Читать далее