Вернуться
Лапин Иван Фёдорович, артист
Лапин Иван Фёдорович, артист
Персоналия
Лапин Иван Фёдорович
Годы жизни
1743 - 1795, Москва
Вид деятельности
Период работы в театре
1766 — 1781 (?)
Биография
Учился в «классах художеств», открытых в 1757 при «разночинной» гимназии Московского императорского университета; участвовал в любительских представлениях университетского театра (см.: Вирен В. Н. Университетский театр в Москве // Ежегодник института истории искусств. М., 1958. С. 178). В 1760 вошел в труппу московского «Российского театра», находившегося под протекцией Моск. университета, дававшего спектакли на сцене Оперного дома, построенного в Москве у Красных ворот «итальянским оперистом» Дж. Б. Локателли. В янв. 1761 эта труппа, состоявшая в основном из учеников и студентов университета, была вызвана императрицей Елизаветой в Петербург, где оставили лучших исполнителей. Лапин также остался в столице и поступил тогда же в Академию Художеств, в которой при его участии образовался любительский театр (1764); руководил им Я.Д. Шумский. Примерно в 1766 Лапин поступил в придворный русский театр на амплуа второго любовника: в комедиях после И.А. Дмитревского и А.Ф. Попова, в трагедиях после Дмитревского, и везде был «изрядно хорош» (Штелин. С. 603). Л. был «высокий красивый мужчина с выразительною физиономиею» (Жихарев. С. 567). Изв. роли этого периода в Петербурге: Ераст (придворный) («Наказанная вертопрашка», 1767), Любочест («Вышеслав», 1768), князь Галицкий («Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова, 1771), Левзон («Беверлей», 1772), Пренест («Борислав», 1772). В кон. 1770-х Лапин, периодически приезжая, играл на сцене Московского театра Урусова–Медокса; так, в нояб. 1777 он был отпущен «в Москву на 29 дней» (РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Д. 37. Л. 105–106). В 1781 его имя значится среди актеров Петровского театра Медокса (см.: ПКНО. 2003. С. 291. — Л. Старикова). В его репертуаре первые роли в трагедиях, драмах и комедиях, некоторые из них перешли к нему после отъезда Я.Е. Шушерина в Петербург: Омар («Пальмира», 1782), Замир («Сорена и Замир», 1786), Калиф («Калиф на час», 1784), Деломер («Уксусник», 1785), Франваль («Зоа», 1786), принц («Эмилия Галотти», 1786), граф Альмавива («Фигарова женитьба», 1787), Буйнов («Сговорчивый жених», 1789), Дон Диего («Сид» в пер. Я.Б. Княжнина, 1791). Особенный успех он имел в роли Тита («Титово милосердие» Я.Б. Княжнина, 1786), в которой заслужил «всеобщую похвалу от московской публики» (Драм.Сл. 138–139). По мнению современников, Лапин «соединял в себе все качества, составляющие отличного трагика: счастливую наружность, звучный и гибкий орган, чистую и правильную дикцию» (Жихарев. С. 172). В последние годы жизни Лапин отдал дань и сентименталистской драме: Неизвестный («Ненависть к людям и раскаяние», 1791), граф Чадолюбов («Отец семейства» Н.Н. Сандунова, 1794). Лит.: ТЭ; Арапов. С. 84; Бурнашев М. Н. Театр при имп. АХ в XVIII в. // Старые годы. 1907. Сент. С. 391–403. Старикова, Л. Лапин И.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 401-402.
Cпектакли
"Наказанная вертопрашка", 1767 (Ераст, придворный)
"Вышеслав", 1768 (Любочест)
"Димитрий Самозванец", 1771 (Князь Галицкий)
"Беверлей", 1772 (Левзон)
"Борислав", 1772 (Пренест)