Вернуться
Крутицкий Антон Михайлович, артист, инспектор русской труппы
Крутицкий Антон Михайлович, артист, инспектор русской труппы
Персоналия
Крутицкий Антон Михайлович
Годы жизни
1754, Москва (?) - 01(13).08.1803, Ревель
Вид деятельности
Артист, инспектор русской труппы
Период работы в театре
Биография
С 1765 находился в московском Воспитательном доме, числился «Гомбурцем», т.е. воспитывался на проценты с капиталов, завещанных Воспитательному дому кн. Анастасией Гессен-Гомбургской (РГИА. Ф. 758. Оп. 5. Д. 739. Л. 27). Обучался среди прочего театральному искусству и вошел в число воспитанников, отправленных в декабре 1779 в Петербург и составивших там труппу Вольного Российского театра (содержателя К. Книппера), дававшего представления в Деревянном театре на Царицыном лугу с января 1780. Совершенствовал питомцев в актерском мастерстве И.А. Дмитревский, давший Крутицкому профессиональную характеристику: «весьма хороший актер в своем роде»; по занимаемому амплуа Крутицкий числился «1-го в трагедии и комедии старика» (Всеволодский-Гернгросс. С. 304, 273). В сентябре 1783 театр на Царицыном лугу был взят «в казну», и многие его актеры перешли на придворную сцену, в т.ч. и Крутицкий с 1 сентября 1783 вместе с женой А.Г. Крутицкой был принят «в службу в число Российских актеров» с окладом 400 руб. в год (РГИА Ф. 497. Оп. 4. Д. 44. Л. 7; АДИТ. Отд. II. С. 125; С. 130–131); в 1784 оклад Крутицкого — 450 руб.; в 1791 — 900 руб. (АДИТ. Отд. II. С. 315, 387); в 1802 — 3000 руб. с прибавкой за инспекторскую должность — 360 руб. (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 48. Л. 23 об.) Не имея выгодных внешних данных: «росту среднего, лицом бел и ряб, глаза серые, волосы светло-русые» (РГИА. Ф. 758. Оп. 20. Д. 99. Л. 10), Крутицкий обладал удивительно разносторонним комедийным актерским дарованием и большим голосом — басом. Диапазон его комедийных ролей огромен: «в комедиях исполняет комических отцов и другие комические характеры, в операх — поет старых крестьян и петиметров» (Sauerweid. S. 34). Он играл в драмах, комических операх и комедиях и везде «с такой разнообразностью изображал характеры, что из всех игранных им ролей едва ли можно было выбрать две или три, в которых бы Крутицкий был одно и то же лицо» (Ильин Н. Недоверчивость и хитрость, или Долг платежом красен. СПб., 1811. С. V. Примечание). Уже в первые годы пребывания на сцене (еще Вольного Рос. театра, в 1781) к нему пришел шумный успех и зрительское признание в роли мельника Фаддея в комической опере «Мельник, колдун, обманщик и сват»: «Какая во всем натуральность! Нельзя естественнее представить Мельника, как г-н Крутицкий. Выговор, ухватки, шутки, пляска с припевом простонародной песни» (Сев. вест. 1804. Ч. 1. № 2. С. 217– 218. — З-н С.). С не меньшим успехом исполнял Крутицкий и роли в комедиях Мольера: Журден («Мещанин во дворянстве», 1786) — «как он смешон был на авансцене своим чванством, мнимою ученостию» (Там же). Роль Гарпагона («Скупой») — «алчность к злату, сия гнусная страсть к собиранию имения со всеми ее оттенками была столь живо им изображаема», что «многие лучшие иностранные актеры, подавив в себе чувство самолюбия, с удивлением отдавали ему честь и преимущество перед собою» (Там же). Лучшая роль последних лет — Кривосудов («Ябеда» В. В. Капниста, 1798). Крутицкий преподавал в Театральной школе декламацию до сент. 1802 (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 111. Д. 56434. Л. 27). В апр. 1800 Крутицкий назначен инспектором Российской труппы (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 47. Л. 51); в июне 1800 Крутицкого заменили на должности инспектора А.И. Клушиным, так как «по скудости российского репертуара… г-н инспектор Крутицкий, занимаясь теперешнею своею должностью, теряет весьма много времени, нужного для изучения новых ролей, для русского театра столь важных, в рассуждении отличного его таланта» (Там же. Л. 125; АДИТ. Отд. II. С. 621). В 1801 Крутицкий опять возвращен в инспекторы (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 48. Л. 23 об.), в июне 1802 Крутицкий уступил эту должность Я. Шушерину «по собственному желанию и усильной просьбе, чтобы иметь ему больше удобнейшего времени заниматься воспитанниками театральной школы» (Там же. Л. 248). В апр. 1803 был отпущен в Ревель «для излечения его болезни» (Там же. Д. 50, Л. 423), где умер (Там же. Д. 51. Л. 292). Известные роли: Федул («Федул с детьми», 1791), Здравосудов («Школа злословия», 1793), Архип («Истинный друг», 1794), Радей («Поскорей, пока не проведали, или Странный случай», 1795), Надмен («Самолюбивый стихотворец», 1795), Добросердов («Лжец» П. Корнеля пер. с франц. Янковича, 1796), Созрел («Смелость и любовь», 1799), Пуглов («Боязливый, или Домовыми изувеченный», 1800), Доброн младший («Следствия невинной лжи», 1800). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; МП XVIII; Арапов. С. 86, 104, 105, 112, 115, 132, 135, 137, 140, 141, 158, 162; Савинов В. Русский комик конца XVIII столетия // «Пантеон». 1851. Т. № . Кн. 5. С. 101–114; Владимирова, Кулиш (ук.). Старикова, Л. Крутицкий А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 382-383.
Cпектакли
"Мельник, колдун, обманщик и сват", 1781 (Фаддей, мельник)
"Санктпетербургской гостиный двор", 1782 (Крючкодей)
"Недоросль", 1782 (Цыфиркин, отставной сержант)
"Мещанин во дворянстве", 1786 (Журден)
"Скупой", 1789 (Гарпагон)
Показать все (18)